Скорочтение методика обучения: Методика обучения быстрому чтению – как развить навык скорочтения
Методика обучения быстрому чтению – как развить навык скорочтения
В современном мире образованию придается очень большое значение. Каждый любящий родитель старается с детства развивать своего ребенка и прививать ему полезные навыки, чтобы ему удавалось лучше учиться в школе и эффективнее готовиться к выпускным экзаменам. Поэтому многие родители интересуются скорочтением – техникой, которая позволит их ребенку научиться быстро читать и хорошо понимать текст. Поговорим о целях обучения быстрому чтению и о методах, которые позволят овладеть подобными навыками.
Зачем уметь быстро читать
Работа, учеба, а также любые повседневные задачи предполагают постоянное знакомство с огромным количеством информации, большую часть которой мы получаем в формате текста. Когда человек быстро знакомится с ним и хорошо запоминает содержание документов, книг, журналов и учебных пособий, поиск и изучение нужных данных не занимает много времени. Благодаря этому удается более эффективно работать с текстовыми источниками, что положительно сказывается на самых разных видах деятельности.
Но зачастую уровень навыков чтения и запоминания прочитанного оставляет желать лучшего. Это связано с тем, что такие способности требуют длительной тренировки, которую лучше начинать еще с детских лет. Ребенок или подросток, который занимается в соответствии с определенной программой и поэтапно улучшает скорость и качество чтения, быстрее осваивает скорочтение – умение знакомиться с большим объемом текстовой информации за считанные секунды. Все это делает обучение в школе значительно легче.
Ребенку, владеющему техникой скорочтения, не требуется перечитывать один и тот же параграф учебника по несколько раз, ведь он запоминает все с первого прочтения. Благодаря этому удается сократить время, которое обычно тратится на выполнение домашних работ, не теряя в качестве подготовки к урокам. Так ученик не перетруждается и не теряет интерес к учебе из-за усталости и сложности освоения материала, как многие другие его сверстники.
Именно поэтому родители заинтересованы в развитии навыков скорочтения у своих детей. Поговорим о том, какими базовыми способностями должен обладать школьник для того, чтобы начать изучать данную технику.
Как освоить технику скорочтения
Скорочтение можно назвать более продвинутым вариантом привычного всем чтения. Перед тем, как ребенок начнет его осваивать, нужно убедиться, что он читает с достаточной скоростью. Сделать это можно благодаря проверке техники чтения, которая обычно проводится в школе.
Нужно выяснить сколько слов может прочитать ребенок за одну минуту. Для этого лучше выбирать несложные тексты, в которых почти нет трудночитаемых или неизвестных слов. Примеры легко можно найти в интернете или выбрать самостоятельно среди уже имеющихся дома книг. Если ребенок читает более 60 слов за одну минуту, то, как считают педагоги, он готов обучаться скоростному чтению.
Не менее важно чтобы школьник мог грамотно и понятно излагать собственные мысли. Он должен уметь рассказывать о чем-либо, делиться своими впечатлениями, пересказывать прочитанные произведения. Чем лучше будут навыки устной речи, тем легче ему будет даваться скорочтение.
Обычно такого уровня знаний и умений удается добиться примерно к первому-второму году обучения в школе, а потому именно с 7-8 лет уже можно будет приступить к занятиям. Поговорим о том, как освоить скорочтение, и выберем задания, которые помогут увеличить скорость чтения.
Упражнения для быстрого чтения
Освоение быстрого чтения базируется на выполнении целого ряда заданий. Нужно не только наращивать скорость восприятия текста, но и улучшать степень его понимания и запоминания. Поэтому упражнения для развития навыков скорочтения нужно выполнять комплексно, так как каждое из них реализует свои функции:
- повышение скорости воспроизведения текста. Для этого подойдут задания с анаграммами. Они представляют собой текстовые отрывки, в которых буквы в словах частично перепутаны между собой. Эти упражнения позволяет научиться воспроизводить содержание книги более бегло, что положительно сказывается на времени чтения. Также можно предлагать ребенку читать по таймеру, чтобы он стремился увеличивать скорость знакомства с текстом.
- расширение поля зрения. Чтобы увеличить площадь текста, которую воспринимает человеческий глаз, подойдут такие упражнения, как таблицы Шульте. В каждой ячейке таких таблиц в случайном порядке расположены числа от одного до двадцати пяти. Ученику требуется быстро найти глазами единицу, а затем каждое из последующих чисел по порядку. Примеры таких заданий без труда удастся найти в открытом доступе в интернете.
- улучшение памяти и качества понимания информации. Скорость чтения безусловно важна, но она абсолютно бесполезна без высокого уровня понимания и запоминания сути прочитанного. Для развития этих навыков существует упражнение, в котором нужно найти заданное слово на странице печатного текста. Также лучшему пониманию прочитанного способствует умение анализировать получаемую информацию в режиме реального времени, выделяя из нее основную суть и отбрасывая второстепенные данные.
- тренировка концентрации внимания. Чтобы хорошо усваивать текст, нужно уметь сохранять внимание во время знакомства с ним. Для этого потребуется привыкнуть не отвлекаться на посторонние раздражители – на устную речь, музыку, шум. Также для повышения концентрации внимания подойдут упражнения, в которых требуется читать движущийся текст. Благодаря таким заданиям ребенок научится не сбиваться и не отвлекаться во время знакомства с книгами.
Упражнения для тренировки скорочтения помогают улучшить навыки работы с текстом. Но будет ли их достаточно для того, чтобы добиться заметного результата?
Методика обучения скорочтению, проверенная временем
Упражнения на расширение угла зрения, на повышение скорости работы с текстом, на улучшение понимания прочитанного приносят результат только в том случае, если выполняются регулярно. Кроме того, самостоятельные тренировки в домашних условиях должны быть подчинены определенной программе, чтобы последовательно прививать и закреплять полученные знания и умения. Но на практике родителям редко удается выстроить занятия со своими детьми подобным образом, поэтому они все чаще предпочитают отдавать школьников на курсы обучения скорочтению.
Сегодня можно найти немало таких программ, которые обещают видимый результат, но выбрать среди них одну результативную бывает сложно. Стоит отдавать предпочтение курсам, которые ведутся по проверенной временем методике, доказавшей свою эффективность на примере многих учеников.
Одним из таких примеров является программа «Либерика» от академии развития интеллекта AMAKids. Это специально разработанная методика, позволяющая освоить быстрое чтение до 1000 слов в минуту с полным пониманием прочитанного. Благодаря этому курсу ребенок приобретет полезные навыки работы с текстовой информацией, которые пригодятся ему не только в школьные годы, но и во взрослой жизни.
Популярные методики обучения скорочтению и чтению
Чтение — сложный процесс, задействующий сразу несколько отделов головного мозга. О том существенная ли польза от скорочтения читайте в нашей статье об обучении скорочтению детей. Разные методики предлагают начало освоения навыка в разном возрасте. Конечно, в нежном возрасте это будут только подготовительные навыки.
С какого возраста начинать обучение — мнения экспертов расходятся. Приверженцы Зайцева уверены, что начинать заниматься можно уже c 2-х лет. С помощью кубиков малыш познакомится с буквами в игровой форме. Безусловно, это будут только подготовительные действия. Но в скором будущем они поспособствуют быстрому овладению нужными знаниями по технике скорочтения. Последователи Монтессори говорят, что самый подходящий возраст чтобы учиться быстрочтению — от 3 до 7 лет.
Популярные методики, используемые для обучения детей скорочтению
Вальдорф
Рекомендуется начинать обучение скорочтению с 10 лет. До этого возраста ребенок не способен воспринимать устную информацию в быстром темпе. По мнению вальдорфских педагогов, с детьми младше 10 лет полезно заниматься упражнениями, развивающими внимание, память, артикуляцию.
Зайцев
Приверженцы этой методики полагают, что уже с двух лет дети могут начинать осваивать азы чтения в игровой форме. На разноцветные «кубики Зайцева» нанесены буквы больших размеров. Внутрь кубиков помещены различные наполнители, издающие при перемещении кубика разнообразные звуки. По статистике педагогов, дети хорошо запоминают звуки, буквы и слоги. Эта методика используется в том числе и для работы с детьми с особенностями развития.
По описанию методики, дети начинают читать:
- В 2-4 года — через 6 месяцев занятий.
- От 4 лет — через 16 занятий.
- После 6 лет — через 6 занятий.
Монтессори
По Монтессори, главное — разнообразная среда, которая дает ребенку возможность изучать мир самостоятельно при минимальном вмешательстве взрослого, но под присмотром и контролем. Ребенок сам решает, чем и сколько ему заниматься. Само же пространство сформировано так, чтобы одновременно и гармонично ребенок на практике получал разностороннее представление о мире.
Андреев
Эта методика позволяет:
- повысить скорость чтения более чем в 5 раз;
- лучше понимать прочитанный материал;
- отлично запоминать полученную информацию;
- повысить способность концентрации внимания;
- сделать обучающий процесс интересным.
В основе метода — научение воспринимать слова как картинки. Благодаря этому словарный запас быстро увеличиваетсяЮ а дети начинают читать больше и гораздо быстрее сверстников.
Лысенко
Это комплексная программа развития, включающая в себя четыре курса: азбуку, таблицу умножения, неслоговое чтение и постановку руки для ровного почерка. Автор программы — Ольга Лысенко, педагог с более чем 20-летним стажем — творчески переосмыслила и формализовала программу начального обучения.
Доман
Автор исходит из посылки о неразрывной взаимосвязи физического и интеллектуального развития. Свою систему он разработал так, что ребенок чередует работу на физических и интеллектуальных тренажерах. Таким образом, одно стимулирует другое и развитие идет по нарастающей.
Таблицы Горбова-Шульте
С помощью этих таблиц тестируются и тренируются память, произвольное управление вниманием, целостное, а не дискретное восприятие информации.
Методика, используемая в SmartyKidsClub.RU
В нашей школе быстрому чтению учат по авторской методике SmartyKids. Подробнее об этой методике можно прочитать на странице курса скорочтения.
4 способа научиться читать быстрее
Перейти к содержимому
Оглавление
- Наука скорочтения
- 1. Поиск ключевых слов
- 2. Пропустить вперед
- 3. Сделайте это привлекательным
- 4. Делайте заметки
Всем известно, каково это — читать книгу настолько хорошо, что просто невозможно оторваться — вы смакуете каждое слово на странице и можете вспомнить цитаты из отрывков наизусть. Мы также знаем, каково это, когда читаешь сухой, скучный учебник и понимаешь, что вдруг ты «прочитал» еще 6 страниц и даже не помнишь, о чем там было.
Есть только одна вещь, которая отличается от этих двух сценариев чтения, и это энтузиазм . Энтузиазм стимулирует наш интерес, позволяет нам сосредоточиться и усвоить больше того, что мы читаем, что приводит к способности читать быстрее и запоминать больше контента! Трудно быть в восторге от чтения большого количества (часто скучного) текста, который обычно требует больше времени, умственного напряжения и несфокусированных заметок по теме. Вот почему мы нашли 4 стратегии, чтобы изменить и улучшить то, как вы читаете и запоминаете информацию.
Наука скорочтения
Вот 4 стратегии, которые помогут вам научиться скорочтению:
1. Поиск ключевых слов
Вместо того, чтобы произносить комбинации букв, которые мы собираем вместе, чтобы составить слова, и читать их все по отдельности. , сосредоточьтесь на том, как ваши глаза перемещаются по странице. Сосредоточение внимания на том, что видит ваш глаз, поможет увеличить скорость чтения. По сути, мы хотим, чтобы вы сначала просматривали контент, пока ваш взгляд не остановился на слове или предмете, который вас интересует.
С самого первого дня нас учили читать каждое слово в предложении и абзаце, но этот процесс такой долгий и утомительный! Нам действительно нужно читать только существительные и прилагательные, чтобы понять основную мысль предложения; глаголы, наречия и другие части речи обычно не нужны, когда вы просто пытаетесь получить основную, самую важную информацию. К этому совету может быть трудно привыкнуть, но вы будете делать это все время, как только освоите его! Выделение этих ключевых слов и фраз также является отличной идеей для повторения текста.
↑ Содержание ↑
2. Пропустить вперед
Сначала прочтите первое и последнее предложения абзаца. Это может сэкономить вам много времени, если первое предложение абзаца представляет тему, которую вы уже знаете. Затем вы знаете, что не стоит тратить время на чтение абзаца целиком, и можете перейти к следующему абзацу.
↑ Table of Contents ↑
3. Сделайте это значимым
Наш мозг хранит все, что мы читаем, мы просто не знаем, что оно там, потому что большая часть этого попадает в наше подсознание. Из-за этого может быть трудно вспомнить тему или интересный факт, который вы читали ранее. Чтобы лучше восстановить его, мы рекомендуем вам связать прочитанное с чем-то, что вы уже знаете, например, с личным опытом.
Примеры:
- Изучая криминалистику, вы можете связать то, что вы узнаете, с эпизодом сериала «Мыслить как преступник», который напугал вас, или со случаем, когда вы случайно нашли кости старых животных в походе.
- Еще в 5-м классе все, что мы узнали, было преобразовано в аббревиатуру в зависимости от темы, и, честно говоря, многие из этих аббревиатур сопровождали меня во взрослой жизни. В частности, мой учитель естествознания в 5-м классе учил нас запоминать формулу плотности (масса, деленная на объем, равна плотности), когда мистера Даттона рвет каждый день. Я понимаю, что, возможно, это был не лучший и не самый здоровый пример для обучения группы пятиклассников, но прошло 11 лет, а я все еще знаю, как вычислять плотность!
↑ Содержание ↑
4. Делайте заметки
Существует состояние, известное как гипертиметический синдром , которое позволяет больным запоминать абсолютно все, что они читают, видят или слышат. К сожалению, это чрезвычайно редкое состояние, поэтому большинству людей нужна помощь в запоминании того, что мы читаем, и для этого мы пишем! После того, как вы закончите чтение, мы рекомендуем вам вернуться и сделать некоторые заметки по ключевым словам и темам, которые вы выделили ранее. Включая краткое изложение самой важной информации, которую вы нашли — вы можете просмотреть это через несколько дней или лет и вспомнить, о чем была книга или отрывок!
Мы надеемся, что эти 4 простых совета повысят ваш интерес к чтению и обучению! Мы также надеемся , что теперь все, что вы читаете, будет столь же увлекательным, как ваша любимая книга, и что вы получите больше от тех академических учебников, которых вы всегда боялись.
Гиды
Популярный
Подробнее в разделе Самосовершенствование
Научное скорочтение: как читать на 300% быстрее за 20 минут
(Фото: Дастин Диас)
Насколько больше вы могли бы сделать, если бы вы прочитали все необходимое за 1/3 или 1/5 времени?
Повышение скорости чтения — это процесс управления мелкой моторикой — и точка.
Этот пост представляет собой краткий обзор принципов, которым я обучал студентов Принстонского университета в 1998 году на семинаре под названием «Проект PX». Приведенное ниже было написано несколько лет назад, поэтому оно сформулировано как напыщенная проза Лиги Плюща, но результаты существенны. На самом деле, находясь в самолете в Китае две недели назад, я помог Гленну МакЭлхозу увеличить скорость чтения на 34% менее чем за 5 минут.
Я никогда не видел, чтобы этот метод не работал. Вот как это работает…
Проект PX
Проект PX, единственный 3-часовой когнитивный эксперимент, дал среднее увеличение скорости чтения на 386%.
Он был протестирован с носителями пяти языков, и даже люди с дислексией были обучены читать технические материалы со скоростью более 3000 слов в минуту (слов в минуту), или 10 страниц в минуту. Одна страница каждые 6 секунд. Для сравнения, средняя скорость чтения в США составляет 200–300 слов в минуту (от 1/2 до 1 страницы в минуту), при этом 1% самых богатых людей читает более 400 слов в минуту…
Если вы понимаете несколько основных принципов зрительной системы человека, вы можете устранить неэффективность и увеличить скорость, улучшая запоминание.
Чтобы выполнить упражнения из этого поста и увидеть результаты, вам понадобятся: книга из 200+ страниц, которая может лежать в раскрытом виде, ручка и таймер (идеально подойдет секундомер с будильником или кухонный таймер). Вы должны выполнить 20 минут упражнений за одно занятие.
Во-первых, несколько определений и различий, характерных для процесса чтения:
A) Синопсис: Вы должны минимизировать количество и продолжительность фиксаций в строке, чтобы увеличить скорость.
Вы читаете не по прямой линии, а по последовательности саккадических движений (прыжков). Каждая из этих саккад заканчивается фиксацией или временным снимком текста в зоне вашего внимания (размером примерно с четвертак на расстоянии 8 дюймов от поверхности чтения). Каждая фиксация будет длиться от ¼ до ½ секунды у нетренированного субъекта. Чтобы продемонстрировать это, закройте один глаз, поместите кончик пальца поверх этого века, а затем медленно просканируйте другим глазом прямую горизонтальную линию — вы почувствуете отчетливые и отдельные движения и периоды фиксации.
B) Сводка: Чтобы увеличить скорость, вы должны исключить регрессию и обратное перескакивание.
Неподготовленный субъект занимается регрессией (сознательное перечитывание) и пропуском назад (подсознательное перечитывание из-за смещения фиксации) до 30% от общего времени чтения.
C) Краткий обзор: Вы должны использовать кондиционирующие упражнения, чтобы увеличить диапазон горизонтального периферийного зрения и количество слов, регистрируемых на фиксацию.
Нетренированные испытуемые во время чтения используют центральный фокус, но не горизонтальное периферийное зрение, пропуская до 50% слов за фиксацию (количество слов, которые могут быть восприняты и «прочитаны» при каждой фиксации).
Протокол
Вы 1) изучите технику, 2) научитесь быстро применять техники через кондиционирование, затем 3) научитесь проверять себя чтением на понимание.
Они разделены, и ваша адаптация к секвенированию зависит от их разделения. Не беспокойтесь о понимании, если, например, вы учитесь применять моторные навыки на скорости. Адаптивная последовательность: техника, техника со скоростью, комплексное тестирование чтения.
Как правило, вам нужно будет отрабатывать технику со скоростью, в 3 раза превышающей вашу конечную целевую скорость чтения. Таким образом, если вы в настоящее время читаете со скоростью 300 слов в минуту, а ваша целевая скорость чтения составляет 900 слов в минуту, вам нужно будет практиковать технику со скоростью 2700 слов в минуту или 6 страниц в минуту (10 секунд на страницу).
В этом введении мы рассмотрим два основных метода:
1) Трекеры и Пэйсеры (для адресов A и B, указанных выше)
2) Расширение восприятия (для адреса C)
Первое – определение исходного уровня скорость чтения, возьмите свою тетрадь (которая должна лежать на столе в раскрытом виде) и посчитайте количество слов в 5 строках. Разделите это количество слов на 5, и вы получите среднее количество слов в строке.
Пример: 62 слова/5 строк = 12,4, округляя до 12 слов в строке
Затем подсчитайте количество строк текста на 5 страницах и разделите на 5, чтобы получить среднее количество строк на странице. Умножьте это на среднее количество слов в строке, и вы получите среднее количество слов на странице.
Пример: 154 строки/5 страниц = 30,8, округляем до 31 строки на странице x 12 слов в строке = 372 слова на странице
Отметьте первую строку и читайте с таймером ровно 1 минуту — не читайте быстрее чем обычно, и прочитайте для понимания. Ровно через одну минуту умножьте количество строк на среднее количество слов в строке, чтобы определить текущую скорость слов в минуту (WPM).
Секунды – трекеры и кардиостимуляторы
Регрессию, обратный пропуск и продолжительность фиксаций можно свести к минимуму с помощью трекера и кардиостимулятора. Чтобы проиллюстрировать важность трекера, использовали ли вы ручку или палец при подсчете количества слов или строк в приведенных выше базовых расчетах? Если вы это сделали, то это было сделано с целью отслеживания — с использованием визуального пособия для определения эффективности и точности фиксации. Нигде это не является более актуальным, чем в формировании скорости чтения путем устранения такой неэффективности.
В этой статье мы будем использовать ручку. Держа перо в ведущей руке, вы будете подчеркивать каждую линию (с надетым колпачком), удерживая взгляд над кончиком пера. Это будет служить не только в качестве трекера, но и в качестве стимулятора для поддержания постоянной скорости и уменьшения продолжительности фиксации. Вы можете держать его так же, как при письме, но рекомендуется держать его под рукой, прижав к странице.
1) Техника (2 минуты):
Попрактикуйтесь в использовании пера в качестве трекера и кардиостимулятора. Подчеркните каждую линию, ориентируясь над кончиком пера. НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ ПОНИМАНИЕМ. Сократите продолжительность каждой строки до 1 секунды и увеличивайте скорость с каждой последующей страницей. Читайте, но ни при каких обстоятельствах не уделяйте каждой строке больше 1 секунды.
2) Скорость (3 минуты):
Повторите технику, удерживая каждую строку не более ½ секунды (2 строки для одного «одна-одна-тысяча»). Некоторые ничего не поймут, чего и следовало ожидать. Поддерживайте скорость и технику — вы тренируете свои перцептивные рефлексы, а это упражнение на скорость разработано для облегчения адаптации вашего организма. Не снижайте скорость. ½ секунды на строку в течение 3 минут; сосредоточьтесь над ручкой и сконцентрируйтесь на технике со скоростью. Сосредоточьтесь на упражнении и не мечтайте.
Третье — Расширение восприятия
Если вы сосредоточитесь на центре экрана компьютера (фокус, относящийся к фокальной области ямки внутри глаза), вы все равно сможете воспринимать и регистрировать стороны экрана. Тренировка периферийного зрения для более эффективной регистрации может увеличить скорость чтения более чем на 300%. Неподготовленные читатели используют до ½ своего периферийного поля на полях, переходя от 1-го слова к последнему, тратя 25-50% своего времени на «чтение» полей без содержания.
Для иллюстрации возьмем одну гипотетическую строку: «Давным-давно студенты любили читать по четыре часа в день». Если бы вы могли начать чтение в «время» и закончить строку в «четыре», вы бы исключили 6 из 11 слов, более чем удвоив скорость чтения. Эту концепцию легко реализовать и комбинировать с отслеживанием и темпом, которые вы уже применяли.
1) Техника (1 минута):
Используйте перо для отслеживания и измерения с постоянной скоростью одна линия в секунду. Начинайте на 1 слово с первого слова каждой строки и заканчивайте на 1 слово с последнего слова.
НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ ПОНИМАНИЕМ. Сократите продолжительность каждой строки до 1 секунды и увеличивайте скорость с каждой последующей страницей. Читайте, но ни при каких обстоятельствах не уделяйте каждой строке больше 1 секунды.
2) Техника (1 минута):
Используйте перо для отслеживания и измерения темпа с постоянной скоростью одна линия в секунду. Начинайте 2 слова с первого слова каждой строки и заканчивайте 2 словами с последнего слова.
3) Скорость (3 минуты):
Начинайте как минимум с 3 слов с первого слова каждой строки и заканчивайте 3 словами с последнего слова. Повторите технику, сохраняя продолжительность каждой строки не более ½ секунды (2 строки для одного «одна-одна-тысяча»).
Некоторые ничего не поймут, чего и следовало ожидать. Поддерживайте скорость и технику — вы тренируете свои перцептивные рефлексы, а это упражнение на скорость разработано для облегчения адаптации вашего организма. Не снижайте скорость. ½ секунды на строку в течение 3 минут; сосредоточьтесь над ручкой и сконцентрируйтесь на технике со скоростью. Сосредоточьтесь на упражнении и не мечтайте.
Четвертое — Рассчитать новую скорость чтения WPM
Отметьте первую строку и читайте с таймером ровно 1 минуту — читайте с максимальной скоростью понимания. Умножьте количество строк на ранее определенное среднее количество слов в строке, чтобы определить новую скорость слов в минуту (WPM).
Поздравляем с завершением беглого обзора некоторых методов, которые можно использовать для ускорения человеческого познания (определяемого как обработка и использование информации).
Окончательные рекомендации: Если используется для учебы, рекомендуется не читать 3 задания за время, необходимое для прочтения одного, а читать одно и то же задание 3 раза для улучшения восприятия и запоминания, в зависимости от релевантности для тестирование.
Счастливых троп, пиджаки пажей.
###
Получите совершенно новую расширенную и обновленную 4-часовую рабочую неделю , которая включает более 50 новых примеров дизайна роскошного образа жизни, построения бизнеса, сокращения рабочего времени на 80%+ и путешествий по миру.