Как складывать бумажный кораблик: Как сделать кораблик из бумаги
Бумажные кораблики. Статья | Родикон
До того, как в обиход вошли компьютерные игры, детвора большую часть времени проводила на улице, где находила себе множество интересных занятий.
Весной неотъемлемым атрибутом детской жизни были пуски бумажных корабликов по журчащим вдоль дворовых обочин ручьям. Подчас это были подлинные регаты, в которых маленькие капитаны, управляя своим бумажным корабликом с помощью тонкого ивового прутика, стремились непременно занять первое место.
Конечно, такая беготня вдоль «ручейкового побережья» нередко заканчивалась промокшими ногами, но живость и беззаботность такого времяпрепровождения компенсировала все риски.
История возникновения игрушки «бумажный кораблик»
Вообще, история детского бумажного кораблика, безусловно, ведет свое начало из японского искусства оригами. Японская традиция называет такую фигурку «курафуто», что дословно переводится как «суденышко».
Интересный факт. Японское название острова Сахалин очень близко по звучанию -«Карафуто».
В нашей стране бумажные кораблики стали известны сразу после русско-японской войны 1904-1905 годов.
В тот исторический период одновременно появляются, с одной стороны, невероятный интерес всего населения к морю и флоту, что не могло не проецироваться на детские забавы, с другой стороны — само искусство складывания из бумаги различных фигурок, привезенное возвращающимися из японского плена русскими моряками.
Основные правила «регаты» бумажных корабликов
В нашем детстве кораблик для «регаты» обязательно должен был быть изготовлен из бумаги без применения клея и ножниц. Так как применялась в основном бумага газетная, то выигрывал в длительной гонке тот, чей кораблик минимально размокал во время прохождения дистанции. По мере размокания осадка кораблика увеличивалась, следовательно, возрастало и его гидродинамическое сопротивления. Кроме того такой кораблик куда как проще было «посадить на мель».
Выиграть гонку бумажных корабликов на ручье – это лишь на первый взгляд дело простое. Здесь приходилось применить изрядную долю природной наблюдательности и ловкости.
Ручей в разных местах всегда течет с различной скоростью. Он полон для кораблика таких опасностей, как «мели» и «рифы». И необходимо ловко предугадывать движение водной стихии, чтобы касаниями прутика или палки по воде направить свой кораблик по более выгодному с точки зрения скорости маршруту и обойти соперников.
Помимо этого, как было замечено выше, по мере размокания у кораблика меняются осадка, дифферент и крен, и это так же приходиться учитывать. Хороший «капитан» — он как шахматист, должен продумывать свои шаги наперед, действовать быстро и без суеты, иметь «железную выдержку».
Прямо запрещалось такое жульничество, как «толкайка», то есть попытки использования прутика управления в качестве основного движителя.
Занимая первое место в «регате» можно было рассчитывать на «Кубок Семи Морей», в качестве которого выступала вазочка с конфетами «морские камешки».
Подводя итоги
Такое было наше детство. И, возможно, стоит рассказать об этом нашим детям, научить их складывать бумажные кораблики и устраивать весенние «регаты».
Ведь это не только забава на свежем воздухе, так необходимом современному поколению айфонов и планшетов. Это, прежде всего, культура детства, школа общения со сверстниками и с природой, школа наблюдательности, целеустремленности, здорового азарта.
Бумажный кораблик был самой доступной и, в то же время, очень занятной игрушкой. Для того, чтобы участвовать в дворовой регате, не было необходимости что-либо покупать: все можно было найти прямо на месте (или, во всяком случае, в каждом доме). Жаль, что сейчас такая замечательная детская забава почти утрачена.
История оригами и литература — МБУК г. Иркутска «ЦБС»
История оригами и литература
Кто из нас не складывал в детстве бумажные кораблики или другие фигурки? Все мы с детства помним это увлекательное занятие. Конечно, мы и не догадывались, что это один из видов древнего японского искусства оригами, которое возникло много веков назад и имеет важное значение для развития культуры, а также является основой развития бумажной пластики.
Оригами — название японского искусства складывания бумаги, образовано от японского «oru» (складывать) и «kami» (бумага). Законченная фигура оригами называется моделью, метод складывания модели называется проектом, а нарисованные инструкции для модели называются набором схем.
Как известно, бумага была изобретена в Китае, поэтому искусство складывания из бумаги зародилось первоначально именно там, но не получило такого широкого распространения как в Японии. Возможно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окон и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзен-буддизма. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов «бумага» и «божество» — «ками». Неслучайно первые оригами появляются в синтоистских храмах.
В период 12-15 веков оригами становится изысканным светским развлечением аристократии. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать.
Начиная с 16 века оригами превращается в популярное времяпрепровождение. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Среди них и японский журавлик (цуру) — традиционный японский символ счастья и долголетия.
Японский журавлик
В связи с этим интересен тот факт, что первым японским изданием по оригами считается книга «Семб а- цуру ориката», которая вышла в свет в 1797 году. Перевод ее названия — «как сложить тысячу журавлей» указывает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной-единственной модели — журавлика.
Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса. В начале XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Вероятно, оттуда и до нас дошло умение складывать простые фигурки из бумаги.
Оригами было знакомо и Николаю II, вернее, не ему, а маленькому наследнику престола Алексею. Любителем оригами был Льюис Кэрролл — автор «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», преподававший математику в Оксфорде. Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. Об этом можно прочитать в его дневниках.
Выдающийся испанский поэт и философ Мигель де Унамуно написал пародийно-серьезный трактат по оригами и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший ему создать много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые он складывал за чашкой кофе, можно найти в английском переводе его «Очерков и монологов».
Постепенно начинает формироваться круг увлекающихся оригами людей. 22 апреля 1967 г. создается общественная организация — Английское Общество Оригами. В 1996 г. общее число членов общества превысило тысячу. Сегодня в 28 странах мира созданы центры оригами. В том числе и в России. Международным символом оригами является японский бумажный журавлик. Любой человек, увлеченный этим искусством, умеет складывать его по памяти.
Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение — символ мира. Многие знают историю маленькой японской девочки Садако Сасаки, родившейся в 1943 г. и оставшейся сиротой после атомной бомбардировки Хиросимы. Самая известная книга о ней – «Садако и тысяча бумажных журавликов», автор Элеонора Коэр.
Также про эту девочку и её историю можно прочитать в книге «Страсти по четырем девочкам» российского автора Юрия Яковлева. Кроме того, рекомендуем и другие литературные произведения, где герои увлечены складыванием бумажных фигурок, и это меняет их судьбу. Например, произведение «Бумажная победа» Людмилы Улицкой, или рассказ «Бумажный зверинец», автор Кен Лю, и старая добрая классика-рассказ «Бумажный кораблик», советского писателя А.Г. Алексина.
В рамках этой статьи хотелось бы упомянуть и современных мастеров оригами.
Вряд ли в мире найдётся человек, изучающий это искусство и не слышавший о японском мастере Акире Йошизаве. Именно он в двадцатом веке поднял оригами на новую, принципиально иную высоту, он изобрёл сотни новых, ранее неизвестных фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. Его выставка в 1955 году в Амстердаме познакомила европейцев с оригами и стала началом распространения этого искусства в Европе.
Многие современные оригамисты пришли в оригами после учёбы или работы в какой-либо из областей наук, изучающих природу. Видный японский мастер Йошихиде Момотани окончил в 1952 году факультет ботаники университета в городе Киото. Момотани — не только прекрасный складыватель, но и автор более двух десятков книг по оригами. Схемы изделий Момотани достаточно сложны.
Одно из интересных увлечений Йошихиде Момотани — оригамские иллюстрации к известным сказкам или литературным произведениям. Вернее, это даже не иллюстрации, а целые сказочные миры, которые возникают в его руках из цветной бумаги. Момотани проиллюстрировал бумажными фигурками немецкую сказку о пряничном домике и сложил декорации к повести Сент-Экзюпери «Ночной полёт».
Мы привыкли считать, что мастером оригами обязательно должен быть житель Японии. Однако это не так, и Эрик Жуазель был ярким примером этому.
Среди известных мастеров оригами, Эрик Жуазель считается признанным специалистом мокрого оригами – создание поделок из влажной бумаги. Жуазель сначала учился на юриста. В 1970-х годах, познакомившись с работами Акиры Йосизавы, он увлекся оригами и занимался этим искусством до конца жизни, полностью переключившись на оригами с 1990-х годов. Работы Жуазеля находятся во многих частных коллекциях, а также выставлялись в различных музеях, в том числе в Лувре. Цены на его скульптуры достигают десятков тысяч долларов.
Литературные герои в технике оригами «Властелин колец»
Современные художники – оригамисты также экспериментируют с другими материалами, используя для складывания картон, различные виды ткани, проволочные сетки, металлические листы и др.