Особенности одаренных детей: Особенности одаренных детей

Содержание

Сущностные особенности одарённых детей и специфика работы с ними

А.А. Захарова (Ульяновск)

Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Проблема одаренности постоянно привлекает внимание психологов и педагогов. Многие из них основной задачей считают выявление одарённого ребенка и развитие его способностей.

Актуальность данной темы заключается в том, что продолжающееся развитие НТР, интеграция России в мировое сообщество и развитие государства ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве. Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и учителей. Чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того, чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом. Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение, а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве. Таким образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности.

В основе педагогической проблемы одаренности лежит познавательная деятельность ребенка. Одаренные дети отличаются широтой восприятия мира, острым ощущением того, что происходит вокруг, мозг одаренных детей находится в постоянной работе, у них хорошо развита речь, они так же обладают огромным словарным запасом, они с удовольствием занимаются решением сложных задач, не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа. Многие одаренные дети имеют математический склад мышления, они могут длительное время концентрировать внимание на одной проблеме или задаче, умеют учиться, обладают учебными навыками и учебными умениями, таким образом, одарённые дети осознают все этапы учебно-познавательной деятельности. У одаренных детей повышена склонность к умственной деятельности, такие дети много читают, им присуща высокая организованность и, как следствие организованности, самоуверенность. Они очень чувствительны и склонны к игровой деятельности, к фантазиям, они так же хорошо понимают юмор, но им недостает эмоциональности, очень часто им присуще чувство страха, недовольства собой.

«Творческие дети – «нестандартные» дети, у них свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями одаренных детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, стремление к постижению нового и более высокая скорость мышления. Согласно мнению Ж. Пиаже «Для мозга так же естественно учиться, как для легких дышать»» [28–32; 2]. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга значительно выше. Одаренных детей уже в раннем возрасте отличает способность к абстрактному мышлению, а так же умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию. Кроме того, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, а это развивает в них негативное восприятие самих себя. Дать возможность каждому «гадкому утенку» превратиться в прекрасного лебедя, не допустить того, чтобы обитатели «птичьего двора» заклевали его, – вот задача педагога.

Одарённость в основном определяется тремя факторами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. В сфере опережающего развития познания отмечается следующее.

«Во-первых, одаренные люди отличаются, большим любопытством в исследованиях окружающего мира, не терпят никаких ограничений или запретов. Ученые утверждают, что у одаренных, талантливых людей значительно повышены биохимическая и электрическая активность мозга. Они стимулируют себя тем, что «переваривают» огромное количество информации и всегда этим заняты.

Во-вторых, одаренных людей, начиная с детского возраста, отличает способность прослеживать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Их самое интересное занятие – строить логические модели, приводить все в систему.

В-третьих, такие люди обладают великолепной памятью, что позволяет им классифицировать информацию и опыт, умело распоряжаться приобретенными знаниями и умениями, почти всюду применять системный подход» [15–19; 1].

Наконец, одаренные люди с удовольствием берутся за решение самых сложных задач, концентрируя на них внимание, а по результатам, как правило, предлагают неординарные, нетрадиционные пути решения.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым людям свойственно очень развитое чувство справедливости, что влияет на установление ими достаточно высоких требований к себе и окружающим. Их яркое воображение все время порождает игровые ситуации, они стремятся к изобретательности, творчеству. При таких существенных различиях с обычным окружением, они очень часто пытаются защитить себя через хорошо развитое чувство юмора, игру слов, несообразности, веселые жизненные коллизии, которые многие просто не замечают. Это своеобразная защита тонкой психики одаренных и талантливых людей.

«Поскольку проблемы, которые они пытаются решить, очень часто «не по зубам» коллегам по работе, а одаренные люди этого сами на понимают, у них появляется «эффект ореола» – преувеличенные ожидания подобных же действий от других членов организации. Очень часто на этой почве возникают конфликты, некое отторжение талантливых людей от основной массы работников, недоброжелательность.» [17; 1]

Однако такое непонимание скорее зависит от недостаточности нашей культуры, нашей меньшей восприимчивости к происходящим явлениям.

«Практика управленческой деятельности знает немало примеров, когда талантливых людей начинают обвинять в эгоцентризме – воззрении, ставящем в центр всего мироздания индивидуальное «я» человека. Представляется, что эгоцентризм не означает эгоизм с его обычной негативной окраской. Скорее всего, это одностороннее восприятие. Поэтому многим руководителям зачастую очень трудно общаться с такими неординарными людьми: они бывают неспособны воспринять другую точку зрения, особенно если она основана на параллельном опыте. » [18; 1]

«Физические характеристики одаренных и талантливых людей обычно сопровождаются двумя соперничающими стереотипами. Первый – это тощие, физически ослабленные «очкастые», «ушедшие в себя люди». Другой образ – красивые, здоровые, улыбающиеся личности. Вряд ли следует придерживаться этих стереотипов. Во многом это зависит от наследственности, социальной среды, внимания личности к своему физическому и психическому здоровью. Но одно можно утверждать точно: одаренные и талантливые люди всегда привлекательны своим интеллектом, навыками культуры, мягкостью общения с окружающими. Их всегда отличает высокий энергетический уровень.

Для людей талантливых, с выдающимися способностями почти всегда характерна модель поведения со стремлением преуспеть. Поскольку одаренные и талантливые дети проявляют большое упорство в достижении цели, их высокая увлеченность может приводить к не очень желательному стремлению все доводить до полного совершенства. Эти завышенные личные стандарты делают талантливых людей весьма уязвимыми». [15–19; 1]

Одаренные и талантливые дети отличаются разнообразием интересов. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно. Поэтому им трудно находить соответствия между энтузиазмом и прагматизмом. Такой баланс обретается с практическим опытом и доброжелательным отношением со стороны окружающих. Он должен нести в себе хорошую продуктивность, культуру формирования приоритетов и постановки цели.

Талантливые люди, имея определенную долю упрямства, часто могут получить как выдающиеся результаты, так и встретиться с неудачей. В последнем случае их усиленные эмоциональные переживания могут привести к депрессии, разочарованию в своих способностях.

«Для одаренных людей характерна довольно стандартная ситуация, когда в беседах они безапелляционно прерывают собеседника, поправляют его, демонстрируя свои собственные знания, а иногда даже превращая окружающих в предмет насмешек. Это случается по причине того, что они уже знают ответ, торопятся его огласить, схватывают мысль на лету. Собеседник, которого перебивают, естественно, чувствует угрозу или скрытый вызов. Товарищам кажется, что тот или иной «умник» хочет выделиться на их фоне. В результате одаренные дети наталкиваются на отчуждение, неприятие». [16; 1]

Торренс, создатель системы измерения творческих способностей, сообщает, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности» [13;3]. Это зависит и от семьи, социальной среды, куда попадает человек. Многие творчески одаренные, талантливые люди, немало сделавшие для науки и искусства, увлекались своей очень узкой сферой познания или творчества и вряд ли могли быть названы разносторонними личностями.

Главными задачами преподавателя являются выявление талантливых детей, создание условий для их деятельности, устранив причины, препятствующие творческому росту. «Существуют причины снижения творческой активности человека:

  1. Эмоциональные – страх ошибиться, выглядеть смешным, осуждения остальными сотрудниками, быть некомпетентным.
  2. Профессиональные – неопытность, соперничество, наличие слишком категоричных суждений, отсутствие альтернативных вариантов, узкоспециальные знания.
  3. Причины восприятия – односторонность мышления, отсутствие соответствующего интеллектуального уровня.
  4. Личностные – чувствительность, лень, самомнение, эгоизм, консерватизм.

Творческие способности могут заглушаться, когда: отсутствуют четко определенные цели; имеется подмена целей; проявляется боязнь поражения; появляется страх перед успехом; существует боязнь перемен; ярко выражено стремление к безопасности и др.

Следует помнить, что творческие, талантливые личности обладают рядом особенностей, которые несвойственны обычному человеку:

Такие люди склонны в отношениях к игре и импровизации, остроумны, действуют всегда не по правилам, ориентированы на новые впечатления, спонтанны в своем поведении и независимы в суждениях.

Они испытывают трудности в делах, требующих точности и пунктуальности.

Им характерно эстетическое восприятие окружающего мира.

Они энтузиасты, часто склонны к идеализации.

Такие люди могут видеть в событиях и предметах то, что не замечают другие.

У них есть стремление действовать, а не только размышлять.

К проблемам они относятся как к очередной возможности реализовать себя. Они страстны в достижении результата и одержимы идеями и целями, к которым стремятся. Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Они знают, когда нужно завершить дело и уйти, как подвести черту. Терпение редко покидает их, но они должны верить в то, чем занимаются. Им свойственны смелость в поступках и незаурядная воля, умение концентрироваться и собирать все силы и энергию для достижения, казалось бы, простых целей». [15; 1]

В заключении, хотелось бы дать несколько универсальных советов учителям для работы с одаренными детьми. Основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога – привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить, что одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо, чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

Список литературы:

  1. Митин А.. Управленческие взаимоотношения с талантливыми детьми. – Управление персоналом. – 2000, с. 15–19.
  2. Огурэ Л. 12. Марафон для одаренных. – ЛГО №4, 2000, с. 28–32
  3. Тorrance Е. P. Thе search for satori and creativity. Great Neck, New York: Greativi Synergetic Associates. – 1979. p. 77.

Психологические особенности одаренных детей

Сущность понятия «одаренность»

Определение 1

Одаренность – это наличие потенциально высоких способностей у человека.

В психологии под одаренностью понимается особенный уровень развития личных способностей. В области науки и в обществе к вопросу одаренности существует постоянный интерес. Даже те люди, которых считают гениями, не всегда действительно гениальны с точки зрения науки. Например, Александр Македонский, которого называют гениальным полководцем, был просто успешным учеником гения Аристотеля.

Психологи считают, что одаренность дает возможность своему обладателю достигать в деятельности больших результатов. Человек может быть одарен в нескольких сферах жизни.

Психогенетики, анализируя развитие способностей монозиготных близнецов, приходят к выводу, что одаренность наполовину зависит от генетики и наполовину от окружающей среды. На рост и развитие эмбриона в чистом виде влияют не столько гены, сколько взаимодействие эмбрион-среда, стрессы, заболевания и др.

Если говорить о подлинной гениальности, то это может означать, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Ребенок, рождающийся у такого человека, скорее всего, будет одаренным, потому что его гены будут смешаны с генами супруги (а) и удачной комбинации уже не будет. Ребенок просто одаренного человека имеет шанс передать одаренность по наследству.

Люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере, но, статистика говорит об обратном. Страдающие аутизмом, шизофренией, эпилепсией, имеют низкий уровень интеллекта, который не может соответствовать одаренности. Однако здесь тоже есть исключения, когда заболевание сильно трансформирует мозг, и эта трансформация идет на пользу одаренности.

Психологи, для того, чтобы выявить одаренность ребенка, концентрируют внимание на параметрах «хочу» и «могу» – это наличие мотивации и интереса к определенной деятельности, получение удовольствия от неё.

Мотивационная сторона «хочу» определяется тем, что ребенок с большим вниманием реагирует на отдельные стимулы – если, это звуки музыки, например, то он может долго прислушиваться к ним, прекратив игру. Или рисует различными способами, получая удовольствие не от похвалы, а от процесса рисования.

К этой же мотивационной стороне относится собирание конструктора, увлеченность танцами, интерес к природе, наблюдение за животными и растениями. Ребенок стремится довести свое увлечение до высшего результата, вкладывая в эту деятельность энергетические ресурсы, которые связаны с другим признаком одаренности – аспектом деятельности.

Деятельностная сторона одаренности «могу» является продолжением желания заниматься деятельностью и приводит к высоким результатам. Эта сторона мотивации связана со способностями успешно усваивать информацию, находить нестандартные решения и ставить перед собой сложные задачи.

Одаренность просматривается в стиле действий, личном почерке человека, подтверждая его самобытность и творческую природу способностей.

Замечание 1

Одаренность психологи определяют, как умение создать новые смыслы и в этом понятие одаренности пересекается с креативностью и творческим мышлением.

Психологические особенности одаренных детей

Одаренность интересовала человека с самых древних времен, но наибольший интерес к ней проявился в эпоху Возрождения и совсем не случайно. Именно в это время появились гениальные художники, поэты, ученые.

Концепция одаренности начала создаваться в конце XIX- начале XX веков. Ф. Гальтон экспериментальным путем первым попытался доказать, что выдающиеся способности – это результат действия наследственных факторов.

Корнем термина «одаренность» является слово «дар» – одаренным, умным называли того человека, кто имел способности к выдающимся достижениям, мог найти выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, т.е. делал то, что другим было не доступно. Как правило, одаренный ребенок выделяется яркими достижениями в каком-то виде деятельности.

Сегодня это понятие употребляется очень широко и ребенка можно назвать одаренным, если он обнаруживает необычные успехи в учении, творческих занятиях и превосходит своих сверстников.

Замечание 2

Одаренные дети – дети нестандартные, они легко, быстро и успешно учатся, они имеют свои мысли, свою позицию, отличную от позиции окружающих. Основными отличиями и характерными особенностями таких детей являются отличная память, любознательность, внимательность, абстрактное мышление. У них высокая скорость мышления, они умеют четко прослеживать причинно-следственные связи, классифицировать информацию.

Одаренные дети умеют широко использовать накопленные знания.

Одаренность в педагогике рассматривается по времени её проявления и, если для взрослых она не сразу заметна, то её называют потенциальной одаренностью.

Педагогика выделяет такие категории одаренных детей:

  • дети с высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками одаренности в определенной области наук;
  • дети с высокими творческими способностями;
  • дети с высокими лидерскими способностями;
  • дети с яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и особенным психологическим складом.

Словарный запас одаренных детей довольно большой, потому что они с удовольствием читают энциклопедии и словари, часто сами придумывают новые слова и понятия.

Одаренный ребенок может в течение длительного времени концентрировать свое внимание на одном деле и погружаться в него. Характерной чертой одаренных детей является развитое чувство справедливости по отношению к другим и к себе.

Возраст, в котором проявляется одаренность, и область деятельности имеют между собой определенную зависимость. Ранее всего дарования проявляются в области искусства и, особенно, в музыке.

Позднее её проявление происходит в области изобразительного искусства. Что касается науки, то здесь значимые результаты появляются позднее, потому что для научных открытий необходимы глубокие и обширные знания. Что касается математических дарований, то они могут проявиться значительно раньше других.

Рисунок 1.

Психологические особенности одаренных детей, отмечают ученые, могут рассматриваться как признаки, сопровождающие одаренность, но необязательно её порождающие.

Признаки могут быть основанием для предположения об одаренности, а не о её наличии. По этой же причине отсутствие признаков совсем не говорит о том, что ребенок бездарность.

Психосоциальные аспекты одаренности

Для одаренных детей характерны свои сложности, которые появляются и в школе, и в семье. В отношении таких детей возникает две крайности – игнорировать и даже подавлять высокий уровень познавательной активности и, вторая крайность – искусственно ускорять развитие, предъявляя очень высокие требования.

Родители одаренных детей должны оказать помощь умственному росту ребенка, обеспечить необходимый круг общения и включить ребенка в посильные занятия. Нельзя ставить его в жесткие рамки, как и навязывать то, к чему не возникает собственных побуждений.

Одаренных детей трудно учить и трудно воспитывать, потому что они часто порывисты и нетерпеливы, остро реагирующие на окружающее. Необычный расцвет интеллекта маленького человека требует осторожного и внимательного отношения со стороны родителей и воспитателей.

Другая трудность возникает, когда развитого в интеллектуальном плане ученика перестают спрашивать на уроках, а это приводит к тому, что он становится менее активным и теряет интерес к предмету.

Довольно часто трудности возникают в результате того, что от одаренного ребенка учителя и родители требуют, чтобы он был примерным учеником и обязательно отличником. Если происходит снижение успеваемости по какому-либо предмету, то в семье это часто воспринимается как драма.

У одаренного ребенка сильные и слабые стороны переходят друг в друга, т.е. являются взаимосвязанными. Например, каприз, свойственный многим детям, при высоком уровне интеллекта выступает резче и заметнее.

Иногда повышенные способности приводят к привычке «хватать всё на лету». При опережении сверстников у одаренного ребенка может появиться зазнайство, тщеславие, своеволие и противопоставление себя окружающим.

Что касается характера личностных проблем одаренного ребенка, то он во многом определяется особенностями самооценки. Надо сказать, что проведенные исследования показали, что такие дети относятся к себе критически.

Замечание 3

Самооценка личности оказывает значительное влияние на развитие способностей ребенка, является важным фактором детерминации его поведения и во многом определяет направленность деятельности.

Характеристики и черты одаренных детей

Характеристики и черты одаренных детей

Одаренные дети часто выделяются. Являетесь ли вы родителем, педагогом или учеником, вы, вероятно, здесь, потому что вы заметили что-то необычное в ученике или в себе, если вы являетесь этим учеником. Те, у кого нет опыта в области одаренного образования, могут чувствовать, что одаренные дети выделяются своими хорошими оценками или высокими достижениями. Тем не менее, многие из нас, кто работает с одаренными детьми, знают, что они отличаются от других по другим причинам, таким как причудливое чувство юмора, их интенсивные вопросы или их отказ сидеть на месте в классе и повторять математические факты, когда они предпочли бы обсуждать их. природа бесконечности. Поиск одаренных черт у детей может предоставить информацию родителям, педагогам и самим учащимся, чтобы они могли решить, хотят ли они пройти тестирование интеллекта, ускоренное обучение или просто лучше понять, кто эти дети.

Что такое одаренность?

По своей сути, одаренность — это отличие, основанное на мозге, которое вносит свой вклад в наш яркий и нейроразнообразный мир. Это неврологическое различие означает, что у глубоко одаренных учащихся траектория интеллектуального, академического и социально-эмоционального развития иная, чем у нейротипичных людей. Эти различия подробно описаны в «Нейронауке одаренности», серии статей GRO, организации по исследованию и распространению информации о одаренных.

Цитируя любимого лидера в области образования для одаренных, доктора Джима Делайла, «Одаренность — это врожденная способность обнаруживать и понимать мир сложными способами, которые значительно отличаются от возрастных норм». ( Понимание вашего одаренного ребенка изнутри , стр. 8). Важно отметить, что Делиль делает различие, что одаренность не всегда очевидна, просто глядя на достижения ученика. Это часто является источником напряженности при защите высокоодаренных детей, которые могут казаться средними или даже ниже среднего в школе. Родители и специалисты в области образования часто слышат одни и те же мифы об одаренных учащихся и должны сделать дополнительный шаг, чтобы узнать о своей одаренности, чтобы лучше удовлетворять потребности этой группы населения.

Как и большинство людей, высокоспособные ученики — это уникальные личности с разнообразными и многогранными талантами и интересами. Некоторые демонстрируют мастерство в нескольких областях, в то время как другие преуспевают в одном предмете. Идентификация одаренных часто основывается на сочетании тестирования одаренных и более качественных наблюдений за одаренными характеристиками и поведением.

Общие характеристики одаренных детей:

  • Способность понимать материал на несколько классов выше своих сверстников
  • Удивительная эмоциональная глубина и чувствительность в юном возрасте
  • Сильное чувство любопытства
  • С энтузиазмом относится к уникальным интересам и темам  
  • Причудливое или зрелое чувство юмора 
  • Креативное решение проблем и творческое самовыражение 
  • Быстро усваивает информацию с небольшим количеством повторений
  • Самосознание, социальная осведомленность и осведомленность о глобальных проблемах 

Национальная ассоциация одаренных детей перечисляет дополнительные черты одаренности, которые могут оказаться полезными для родителей. Конечно, каждый одаренный учащийся уникален, и у них может проявляться сочетание этих черт или только двух очень интенсивно, или, возможно, вы обнаружите, что ни одна из них вообще не подходит.

Какие черты глубоко одаренных детей?

Глубоко одаренные люди набирают 99,9-й процентиль по IQ и тестам достижений и обладают исключительно высоким уровнем интеллектуального мастерства.

Характеристики глубоко одаренных людей могут включать:

  • Быстрое понимание : развитая способность быстро учиться и обрабатывать информацию в сочетании с потребностью в постоянной умственной стимуляции; глубоко одаренные учащиеся часто работают в другом темпе, чем их нейротипичные сверстники, — продвигаясь вперед или делая паузы, чтобы глубже погрузиться в интересующие их области.
  • Интуитивное понимание основ : трудности с концентрацией внимания на задачах, не требующих интеллектуального напряжения, включая повторяющиеся материалы или механические задания; глубоко одаренным детям часто требуется меньше практики, чтобы овладеть идеей или концепцией.
  • Склонность к сложности : Необходимость понимать «общую картину» того, что они изучают; они могут задавать бесконечные вопросы «почему» или предпочитают учиться от целого к частям, а не от части к целому.
  • Потребность в точности : Понимание нюансов и потребность в точности в мышлении и выражении; они могут часто отвечать на вопросы словами «это зависит от…» и могут испытывать трудности с оценками с множественным выбором, которые требуют от них принятия окончательных решений без обширного контекстуального фона вопросов.
  • Высокие ожидания : Склонность предъявлять к себе и другим высокие стандарты, что иногда может проявляться как перфекционизм или очень определенное чувство справедливости; это может привести к проблемам при понимании правил, установленных другими, или при взаимодействии со сверстниками того же возраста, которые не придерживаются тех же стандартов.
  • Отличающиеся интересы : Живое воображение и нишевые интересы могут затруднить общение со сверстниками того же возраста; глубоко одаренные учащиеся могут искать детей старшего возраста или взрослых, которые разделяют их интересы, или они могут общаться с детьми младшего возраста, которые гибки в своем мышлении и занимаются воображением.

Часто очень умные молодые люди не идентифицируются должным образом и, таким образом, не получают надлежащего сложного образования. Исследования показывают, что это может привести к неуспеваемости или даже к отчислению из школы — исследования показывают, что 40 процентов всех одаренных учащихся могут быть неуспеваемыми (9).0005 Справочник по обучению одаренных , с. 424). Институт Дэвидсона существует для того, чтобы помочь этим маленьким, способным детям добиться признания в общенациональном разговоре об одаренности, и работает непосредственно с семьями, чтобы помочь им раскрыть свой потенциал.

Узнайте больше об одаренности:

  • Как определить, что ребенок одаренный
  • Тестирование и оценка одаренных
  • Программы для одаренных и стипендии
  • Социальные и эмоциональные ресурсы для одаренных детей

10 Характеристики одаренного ребенка — STEPPINGSTONE

Как узнать, действительно ли ваш ребенок одарен и на голову выше остальных

Джоанн Амиканджело

Около 30 лет назад Кийо Морс, недавно ставшая родительницей, не считала экстраординарное развитие своего первого ребенка признаком одаренности. В 10 дней дочь Морса была настолько необычайно бдительна, что друг семьи сказал, что то, как она смотрела на него, было «слишком странным». В 6 месяцев она очень четко сказала «Привет, папа», и, хотя она не говорила снова до 13 месяцев, через два месяца у нее был достаточный словарный запас, чтобы рассказывать полные истории. В 18 месяцев она попросила, чтобы ей показали, как завязывать шнурки. В 2,5 года она могла писать буквы алфавита, а в 6 лет научилась кататься на велосипеде, просто наблюдая за своими друзьями.

И я подумал, что моя 3-летняя дочь в чем-то замечательна – или, по крайней мере, очень забавна, – когда я обнаружила, что она расклеивает мои мини-прокладки по всему туалетному столику в ванной, потому что думала, что это большие наклейки!

Я подозреваю, что большинство родителей-новичков считают, что их ребенок особенный, талантливый или в чем-то одаренный. И, безусловно, они для нас. Мы все с гордостью делились своими историями о милых или, казалось бы, замечательных вещах, которые делали наши малыши, пока они росли. Но свидетельствуют ли те незабываемые моменты или достижения в жизни нашего ребенка об одаренности? Означает ли тот факт, что мы почти напуганы нашими умными и талантливыми детьми, что мы имеем дело со следующим вундеркиндом? Когда ребенок считается одаренным среди 2-5 процентов населения США?

Национальная ассоциация одаренных детей в Вашингтоне, округ Колумбия, утверждает, что, хотя существует множество определений одаренности, все они включают в себя общий элемент, а именно: «Одаренный человек — это тот, кто проявляет или может проявить исключительные уровень производительности в одной или нескольких областях самовыражения».

Одаренные дети опережают всех, потому что они развиваются асинхронно или «несинхронно» внутренне и внешне, по словам психолога Линды Крегер Сильверман, доктора философии, директора Центра развития одаренных детей в Денвере, штат Колорадо. Скорость их когнитивного развития намного выше, чем их физическое развитие, что делает их более уязвимыми, поскольку они могут узнавать информацию, к которой они эмоционально не готовы.

В своей статье «Как родители могут поддерживать одаренных детей» Сильверман говорит, что чем умнее ребенок, тем больше у него асинхронности и уязвимости. «Ей может быть 6 лет, когда она катается на велосипеде, 13 лет, когда она играет на пианино или в шахматы, 9 лет, когда обсуждает правила, выбирая хобби и книги, 5 (или 3) года, когда ее просят посидеть на месте».

«Таким образом, вы можете поговорить со своим одаренным 3-летним ребенком о том, как образовалась Вселенная, и все же по-прежнему бороться с ним, чтобы пойти на горшок», — сказал Ларри Джонсон, директор по развитию маркетинга и приему в Steppingstone. , школа для одаренных в Фармингтон-Хиллз, отец двух одаренных сыновей.

Мы приглашаем вас познакомиться с подходом Steppingstone к обучению одаренных детей.

Узнать больше

Тестирование, 1, 2, 3

Процесс определения того, одарен ли ваш ребенок, состоит из нескольких этапов. Специалисты в области образования в местных школах для одаренных говорят, что первым шагом является оценка вашего ребенка лицензированным психологом, имеющим опыт работы с одаренными детьми. В этом процессе проводится ряд тестов для определения IQ вашего ребенка. Принято считать, что IQ от 130 и выше указывает на одаренность. Но эта оценка не говорит всей истории.

«Если 130 и выше, то особых вопросов нет. Если он ниже 130, то мы смотрим на результаты 12 дополнительных тестов, и если мы видим 19, что является идеальным результатом, мы можем взять этого ребенка», — сказала Морс, чьи трое одаренных детей привели ее к основанию Steppingstone, где она сейчас служит. как руководитель школы.

В дополнение к тестированию администраторы школы могут пригласить вашего ребенка провести день в школе, чтобы убедиться, что он чувствует себя комфортно в этой обстановке, а опытным учителям предоставить возможность для дальнейшей оценки. Они также будут разговаривать с вами, выслушивая свидетельства некоторых из следующих поведенческих характеристик, которые часто демонстрируют одаренные дети.

Хотя это 10 наиболее распространенных качеств, педагоги говорят, что не все одаренные дети обладают всеми этими качествами.

Характеристики одаренных детей

1. Высокий уровень интенсивности

Одаренные дети реагируют на жизнь с большей эмоциональностью, чем средний человек. Они, как правило, очень увлечены интересующей их областью и способны поддерживать эту страсть в течение длительных периодов времени. Иногда их поведение может даже показаться обсессивно-компульсивным.

«У нас был ребенок, который увлекался лошадьми, — говорит Лорен Портер, директор младшей школы The Roeper School в Блумфилд-Хиллз. «Он читал все о лошадях. Он писал о лошадях. Он рисовал лошадей. Он рассказал тебе все, что нужно было знать о лошадях. Он даже ржал, как лошадь».

2. Любит учиться; быстро обучаемый

Слово «ненасытный» часто используется при описании потребностей в обучении одаренного ребенка. Они, как правило, имеют ненасытное любопытство и стремление к обучению. Они увлечены книгами и задают много вопросов, часто больше, чем может ответить родитель». пол в ванной из-за экспериментов с водой, которые они проводили», — объяснил Портер. «Поэтому беспорядок может быть частью их мира, и, как и любой ребенок, вы должны много наблюдать за ними из соображений безопасности». не увидеть его в старшем ребенке. «Если их не воспитывали или если их способные ученики не получают хороших отзывов, они уходят в подполье», — сказал Морс.

3. Глубина восприятия

Одаренные дети видят мир по-другому. У них необычный взгляд на жизнь и переживания, и они раньше, чем средний ребенок, чувствуют, что происходит вокруг них. Они могут видеть дальше текущего момента, распознавать закономерности и обладают способностью абстрагироваться и решать проблемы.

Они способны воспринимать искренность людей и, как следствие, с самого начала обладают прекрасным чувством юмора. Одаренные дети склонны демонстрировать чувство справедливости и потребность в справедливости, рожденные из чувства сострадания к другим.

«Это чувство справедливости начинает проявляться, когда, скажем, вы едете в машине и слушаете NPR, и там рассказ о бедности, и ребенок понимает, что они говорят о бедных, нехватке еды и они огорчены этим. Он не просто сползает с их плеч. Ситуация настолько несправедлива по отношению к ним», — сказал Портер.

4. Острая наблюдательность и исключительная память

Одаренные дети способны запоминать большие объемы информации в течение более длительного периода времени. У них есть острая наблюдательность, каталогизация языка тела, интонации голоса и другие детали, которых нет у большинства. «Например, когда моей младшей дочери было 2 года, она сказала мне, что ей не нравится рождаться», — сказал Морс. «Я был немного ошеломлен, так как мы никогда не говорили с ней об этом, поэтому я сказал: «Ну, что ты помнишь?» И она подняла руки к голове и провела ими по своему телу, прищурила глаза и сказал, что все болит, и было очень светло и холодно. Она сказала: «Мне это не понравилось, и я хотела вернуться туда, где было тепло». Теперь, когда [ее рождение] произошло, когда язык был ей недоступен, она каким-то образом смогла запомнить это, каталогизировать и, когда язык пришел, чтобы перевести его на язык».

Steppingstone хорошо известен тем, что «открывает дар», и это действительно то, что испытал наш сын.

Читать отзывы

5. Сложный язык и мыслительный процесс

Одаренные дети могут или не могут говорить рано, но всякий раз, когда они это делают, они могут вести философские беседы на высоком уровне. В результате они, как правило, хотят общаться со старшими детьми и взрослыми, потому что ищут интеллектуальную пару.

«Я знаю, что когда мой сын был маленьким, он предпочитал разговаривать со своими тетями и дядьями или учителями, когда ходил в государственную школу, а не с детьми своего возраста, просто потому, что разговоры со взрослыми были более стимулирующими», — сказала Жанна Нэнс, приемная комиссия. директор бывшей школы Гибсона в Редфорде. «Теперь, когда он стал старше, ему нравится быть среди детей своего возраста, но когда он был моложе, ему было труднее».

6. Возможность распознавания дополнительных опций

Одаренные дети раньше среднего распознают больше вариантов поведения, даже тех, которые им не предлагались. И они готовы использовать эти возможности. Это может быть выбор одного занятия над другим, просьба о чем-то или несогласие с вами. «Вот почему, когда они сдают тесты, у них могут быть проблемы, потому что они видят больше вариантов, чем средний ребенок», — сказал Морс.

7. Не любит повторять или практиковать то, что уже знает

Одаренные дети, как правило, учатся путем исследования, и им не нравится повторять то, что они уже знают. Дело не в том, что эти дети не любят зубрить; им просто это не нравится, когда они уже что-то заработали». Например, им нравится учить цифры и буквы алфавита в возрасте 3 лет. больше не интересует, потому что он их уже знает», — пояснил Морс. «Если вы будете учить одаренного ребенка таблице умножения в третьем классе, когда это будет для него вызовом, он с радостью это сделает. Но если вы подождете до пятого класса, когда он уже сообразит, что может посмотреть это в таблице или сообразить, сложив, то он больше не захочет тратить время на запоминание. Это больше связано с проблемой и их способностью оценивать».

8. Перфекционист

Одаренные дети способны понимать, что является идеальным в ситуации, что может привести их к разочарованию, если они считают, что не могут достичь этого стандарта. Поскольку они хотят делать что-то хорошо, они могут не захотеть браться за определенные задачи». Вот почему в Steppingstone мы подчеркиваем, что хотим, чтобы они выполняли качественную работу в том смысле, что они делают все возможное, а не качественную работу в том смысле, что быть совершенным в этом, — сказал Морс.

9. Настойчивость

Когда дело доходит до увлечения, одаренные дети не останавливаются на достигнутом. Они демонстрируют постоянную страсть, чтобы что-то выяснить и узнать все, что они могут в интересующей их области. «Если построить конструкцию из Lego, они могут строить ее, разбирать, строить и разбирать снова и снова», — объяснил Портер.

10. Повышенный уровень чувствительности

Одаренные дети более эмоционально чувствительны, чем средний ребенок, сначала к себе, а затем к другим. Они могут быть очень сострадательными, с моральной чувствительностью к ним». Они, как правило, очень эмпатичны, и многое из этого связано с их способностью наблюдать и распознавать язык тела, тон голоса, все те вещи, которые связаны с доставкой. сообщения. Они действительно умеют читать людей», — сказал Морс.

Портер сказал: «Когда вы перечисляете множество подобных характеристик, ясно, что не все дети будут проявлять все эти характеристики все время, но когда вы начнете иметь их набор, тогда вы, вероятно, увидите одаренного ребенка».

Рассматривая эти характеристики в свете поведения моих собственных детей, я поймал себя на мысли: «Это моя старшая дочь» и «Может быть, поэтому моя младшая часто ставит меня в тупик; она одаренная! Может быть, я одарен!» Скорее всего, не! Поэтому, оценивая своих драгоценных детей, просто помните, что эти характеристики могут проявляться и у неодаренных детей.

«Когда вы говорите о маленьких одаренных детях, вы всегда говорите не только о среднем медведе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *