Интеллектуальная одаренность: Интеллектуальная одаренность и ее структура

Содержание

Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь — Современная зарубежная психология — 2018. Том 7. № 2

Аннотация

Рассматривается проблема связи интеллектуальной одаренности (общего интеллекта), с одной стороны, и социального развития, с другой. Анализ экспериментальных данных обнаруживает весьма противоречивую картину. Если одни исследования указывают на определенное единство умственной и социальной стороны развития одаренного ребенка и на его благополучие в социальном отношении, то другая часть исследователей приводит факты значительных трудностей одаренных детей и взрослых в ситуациях социальных контактов. В статье рассматриваются причины таких противоречий, главная из которых – наличие двух разных вариантов (типов) возрастного развития умственно одаренных детей. Если в одном случае – это своего рода «сверхполноценные» дети, развивающиеся весьма гармонично, в том числе и с точки зрения социальных навыков, то в другом — это проблемные дети, у которых отмечается явная диссинхрония развития, проявляющаяся в резком отставании эмоционального и социального развития от умственной сферы

Ключевые слова: общий интеллект, социальный интеллект, социальная успешность, диссинхрония развития, «психосоциальная дилемма» одаренного ребенка, позитивная дезинтеграция, учитель одаренных детей

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/jmfp.2018070203


Для цитаты:
Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 28–38. DOI: 10.17759/jmfp.2018070203

Литература

  1. Лейтес Н.С. Об умственной одарённости. Москва: Академия педагогических наук
    РСФСР, 1960.216 с.
  2. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. Москва: Когито-центр, 2014. 132
    с.
  3. Саламанкская Декларация и рамки действий по образованию лиц: Принятые
    Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: Доступ и
    качество: Саламанка, Испания, 7–10 июня 1004 г. / Организация Объединенных
    Наций по вопросам образования, науки и культуры, Министерство по вопросам
    образования и науки Испании. Саламанка, 1994. 40 с.
  4. Юркевич В.С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества
    [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2009. №4.
    С. 74–86. URL:
    https://psyjournals.ru/files/24496/psyedu_2009_n4_Yurkevich.pdf (дата обращения
    : 06.07.2018).
  5. Cross L. Tracy, Swiatek Ann Mary Social Coping Among Academically Gifted
    Adolescents in a Residential Setting: A Longitudinal Study // Gifted Child
    Quarterly. 2009. Vol. 53. № 1. P. 25–33.
    doi:10.1177/0016986208326554
  6. Csikszentmihayi М. The evolving self: A psychology for the third
    millennium. New York, NY : HarperCollins Publishers, 1993. 358 p.
  7. Dabrowski K. Theory of Levels of Emotional Development. Vol. 1.
    Multilevelness and Positive Disintegration. New York: Dabor Science
    Publications, 1977. 241 p.
  8. Davis G.A., Rimm S.B., Siegle D. Education of the gifted and talented (6th
    Ed). Essex (UK): Pearson, 2011. 562 p.
  9. Emotional, behavioral and social difficulties among high-IQ children during
    the preschool period: results of the EDEN mother–child cohort / H. Peyre [et
    al.] // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 94. № 2.
    P. 366–371. doi:10.1016/j.paid.2016.02.014
  10. Figen A. Talented and average intelligent children’s levels of using
    emotional intelligence // Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 5.
    P. 553–558. doi:10.1016/j.sbspro.2010.07.141
  11. Geake J., Gross U.M. Teachers’ Negative Affect Toward Academically Gifted
    Students. An Evolutionary Psychological Study // Gifted Child Quarterly. 2008.
    Vol. 52. № 3. doi:10.1177/0016986208319704
  12. Gignac G.E., Darbyshire J., Ooi M. Some people are attracted sexually to
    intelligence: A psychometric evaluation of Sapiosexuality // Intelligence.
    2018. Vol. 66. P. 98–111. doi:10.1016/j.intell.2017.11.009
  13. Gross M U.M. The «Me» Behind the Mask: Intellectually Gifted Students and
    the Search for Identity // Roeper Review. 1998. Vol. 20. № 3.
    doi:10.1080/02783199809553885
  14. Hollingworth L.S. Gifted children: Their nature and nurture. New York: The
    Macmillan company, 1926. 374 p.
  15. Hugo Franck, Peyre Ramus, Melchior Maria Emotional, behavioral and social
    difficulties among high-IQ children during the preschool period: Results of the
    EDEN mother–child cohort // Personality and Individual Differences. 2016.
    Vol. 94. P. 366–371. doi:10.1016/j.paid.2016.02.014
  16. Kanazawaa Satoshi, Kovarb Jody L. Why beautiful people are more intelligent
    // Intelligence. 2004. Vol. 32. № 3. P. 227–243.
    doi:10.1016/j.intell.2004.03.003
  17. Karpinskia Ruth I. [et al.] High intelligence: A risk factor for
    psychological and physiological overexcitabilities / // Intelligence. 2018.
    Vol. 66. P. 8–23. doi:10.1016/j.intell.2017.09.001
  18. Lovecky V. Deirdre The moral sensitivity of gifted children and the
    evolution of society // Roeper review. 1994. Vol. 17. № 2.
    P. 110–116. doi:10.1080/02783199409553636
  19. Miller Alice. Prisoners of childhood: The drama of the gifted child and the
    search for the true self. New York: Basic Books, 1981. 128 p.
  20. Murphya Nora A. , Judith A. Hall Intelligence and interpersonal sensitivity:
    A meta-analysis // Intelligence. 2011. Vol. 39. № 1. P. 54–63.
    doi:10.1016/j.intell.2010.10.001
  21. Radford J. Child development and exceptional early achivers. New York: Free
    Press, 1990. 255 p.
  22. Robinson N.M. The social world of gifted children and youth // Handbook of
    giftedness in children / Ed. S.I. Pfeiffer. New York: Springer, 2008.
    P. 33–51.
  23. Silverman L.K. Asynchronous development // The social and emotional
    development of gifted children: what do we know? / Eds. Sally M. Reis, Nancy M.
    Robinson. Waco: Prufrock Press, 2002. P. 31–37.
  24. Solon I.S. How intelligence mediates liberalism and prosociality //
    Intelligence. 2014. Vol. 47. P. 44–53.
    doi:10.1016/j.intell.2014.08.009
  25. Stolarskia M.,Jasielska D., Zajenkowskia M. Are all smart nations happier?
    Country aggregate IQ predicts happiness, but the relationship is moderated by
    individualism–collectivism // Intelligence. 2015. Vol. 50.
    P.  153–158. doi:10.1016/j.intell.2015.04.003
  26. Storfer M.D. Intelligence and giftedness: the contribution of heredity and
    early environment. San Francisko: Wiley, 1990. 636 p.
  27. Swiatek M.A. An empirical investigation of the social coping strategies
    used by gifted adolescents // Gifted Child Quarterly. 1995. Vol. 39.
    № 3. P. 154–160. URL: doi:10.1177/001698629503900305
  28. Terman L.M. Genetic studies of genius. Vol. 1. Mental and physical
    traits of a thousand gifted children. Stanford: Stanford University Press,
    1926. 648 p.
  29. Tongran Liua, Tong Xiao, Jiannong Shiac Fluid intelligence and neural
    mechanisms of conflict adaptation // Intelligence. 2016. Vol. 57.
    P. 48–57. doi:10.1016/j.intell.2016.04.003
  30. Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners // Handbook of research
    on teaching / Ed. M.С. Wittrock. N.Y., 1986. P. 630–647.
  31. Üzeyir O. Relationship between Cognitive Intelligence, Emotional
    Intelligence and Humor Styles // International Online Journal of Educational
    Sciences. 2015. Vol. 7. № 2. P. 15–25.
    doi:10.15345/iojes.2015.02.003
  32. Wai J. Investigating America’s elite: Cognitive ability, education, and sex
    differences // Intelligence. 2013. Vol. 41. № 4. P. 203–211.
    doi:10.1016/j.intell.2013.03.005
  33. Winner E. The origins and ends of giftedness // American Psychologist.
    2000. Vol. 55. № 1. P. 159–169.
    doi:10.1037/0003-066X.55.1.159
  34. Yurkevich V.S., Davidovich B.M. Russian strategies for talent
    development-stimulating comfort and discomfort // The Routledge international
    companion to gifted education / Eds. Tom Balchin, Barry Hymer, Dona J.
    Matthews. London: Rutledge. 2009. P. 101–114.


Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3575-7586, e-mail: [email protected]

Развитие интеллектуальной одаренности младших школьников во внеурочной деятельности

   

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 218 г.  Новосибирска

 

Интеллектуальная одаренность – состояние индивидуальных психологических ресурсов (прежде всего умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности учащихся.

Наиболее эффективным средством выявления и развития интеллектуальных способностей учащихся является технология обогащения обучения в процессе организации внеурочной деятельности общекультурного направления.

Словосочетание «одаренные дети» предполагает некую исключительность. Произнося его, допускается возможность существования некой особой группы детей, которые качественно отличаются от сверстников. Этот подход неоднозначен и традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов. Но необходимо признать, что подобное понимание вполне допустимо, так как отражает реальное положение дел.

Иной аспект проблемы высвечивается при другом использовании данного термина, например, в словосочетании «детская одаренность». Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству, безусловно, может рассматриваться как величайший дар природы и в этом смысле одаренность предстает уже не как исключительность, а как потенциал, как имеющийся у каждого дар.

Существуют разные виды одаренности, на которые стоит обратить внимание:

1. Психомоторная одаренность – ребенок проявляет большой интерес к деятельности требующей тонкой и точной моторики, прекрасно владеет телом при маневрировании; демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.

2. Интеллектуальная сфера одаренности – ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность.

3. Академическая одаренность – ребенок часто выбирает своим занятием чтение; использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры; способен долго удерживать в памяти символы, буквы.

4. Творческая одаренность – ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие или работу, часто делает все по-своему, изобретателен в любой деятельности, в играх, в использовании материалов и идей.

5. Художественная одаренность – ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации, в мельчайших деталях запоминает увиденное, проводит много времени за рисованием или лепкой.

6. Социальная одаренность – ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям, имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей, принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются за советом и помощью.

Таким образом, необходимо, чтобы уже в начальной  школе таким детям уделялось внимание, так как они затрачивают много времени на упражнения, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Интеллектуально одаренный ребенок – ребенок, отличающийся остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляющий выраженную и разностороннюю любознательность, часто и на длительное время погружающийся в то или иное занятие, охотно и легко учащийся, выделяющийся умением хорошо излагать свои мысли.

Одаренные учащиеся требуют особого подхода, именно поэтому такие школьники нуждаются в особом обучении и воспитании, индивидуальных программах, в которых учителя знают и учитывают, возможности каждого одаренного школьника, ставят перед ним сверхзадачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям. В условиях современной начальной школы наиболее продуктивным является обогащенное обучение при организации внеурочной деятельности, где учащиеся выполняют задания повышенного уровня, подготовка и участие в предметных олимпиадах.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

При всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности.

Внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она является обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

В заключение хочу сказать, что у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых.

Количество просмотров: 1091  

Интеллектуально одаренные

Уроки, основанные на сильных вопросах, поощряют мышление более высокого порядка. Вопросы, чтобы быть эффективными во время урока, должны углублять понимание учащимся концепции или темы. Вы можете добавить строгости, глубины и сложности с помощью стратегии вопросов. Кроме того, вы можете связать обсуждаемый контент с более высокими темами (такими как сила, движение, конфликт и изменение). Это подтолкнет учащихся к установлению связей. Школы также могут использовать для работы модель мышления, такую ​​как модель рассуждений Пола или модель Каплана «Глубина и сложность».
«Мышление управляется вопросами», которые «определяют задачи, выражают проблемы и очерчивают проблемы. Ответы, с другой стороны, часто сигнализируют о полной остановке мысли».

Руководство по разработке и внедрению
  • Создавайте вопросы во время урока, чтобы выявить неизвестные, установить обобщения, определить релевантность, создать дополнительные вопросы или выявить двусмысленность.
  • Попрактикуйтесь в использовании основ вопросов, размещенных на стене. Использование основ вопросов поможет учащимся научиться не только ожидать и отвечать на эти вопросы во время обсуждения в классе, но и задавать их друг другу. Используйте таксономию Блума, чтобы создавать вопросы более высокого уровня.
  • Модели мышления также могут быть показаны для поддержки учащихся, когда они идут на риск и рассматривают разные точки зрения вместо того, чтобы давать заранее определенные ответы.
Пример 1:

Вместо того, чтобы запоминать список президентов, предоставьте продвинутому или одаренному учащемуся возможность выбрать 3–5 президентов из разных периодов времени и найти общие черты в их стилях руководства, которые приводят к их успехам или неудачам. Подумайте, к каким вопросам и выводам это приводит в отношении более поздних президентов.

Пример 2: 

Прочитайте «Златовласка и три медведя». Предложите учащимся самостоятельно составить список того, что они запомнили/наблюдали. Для младших школьников это может включать рисование вместо письма.

Затем попросите учащихся громко рассказать о своих списках и сгруппировать похожие элементы вместе. Например, список может быть таким: Мама Медведица, Папа Медведь, Медвежонок и Златовласка. Список два может быть: стулья, кровати и миски. Третий список может быть таким: испуганный и расстроенный. Из этих списков можно извлечь общие темы. Например, первый список включает персонажей, второй список включает физические предметы, которые становятся проблемами, а третий список включает эмоции. Объясните, что для создания хорошей истории необходимы персонажи, проблемы или конфликты и эмоции.

Это упражнение начиналось с самого базового уровня перечисления/припоминания и подготавливало учащихся к анализу, проводя связи между идеями.

Это также должно привести к дополнительным вопросам, таким как: Есть ли другие персонажи, которые влияют на историю, но не упоминаются (например, родители Златовласки)? Если бы Златовласка пришла и рассказала историю вашему директору, каков был бы их ответ? Что подумают дедушка и бабушка Медвежонка, когда он расскажет им эту историю?

Пример 3:

Класс изучает средневековую Европу. Предложите учащимся самостоятельно составить список того, чему они научились во время урока. Затем попросите учащихся вслух поделиться своими списками. Пока учащиеся делятся, перечислите предметы на доске.

Молча сортировать то, что говорят ученики, по категориям. Первый список может быть: земля, деньги, ресурсы и т. д. Второй список может быть: смерть, уничтожение имущества, стоимость и т. д. Третий список может быть: феодал, рыцари, вотчины и т. д.

Разрешить учащимся исследовать и вести переговоры как они обозначили бы каждую группу идей. Первый список можно назвать «причины конфликта». Второй список можно обозначить как «негативные последствия конфликта». Третий список можно было бы назвать «политическая структура». Используйте вопросы, чтобы помочь учащимся понять, что эти общие категории, которые вы обозначили, могут работать в разных культурах.

Это также может привести к дополнительным вопросам, таким как: Использовали ли разные страны разные политические структуры в один и тот же период времени для достижения одинаковых результатов? Если бы вам нужно было создать дополнительный уровень политической структуры, каким бы он был и как бы он соотносился с другой структурой? Ссылайтесь на текущие события, чтобы защитить или опровергнуть идею о том, что мы ощущаем те же негативные последствия конфликта.

Полезные ссылки
  • Таксономия цветов
  • «Помощь учащимся в оценке их мышления » Ричарда Пола и Линды Элдер
  • Глубина и сложность Каплана
  • Визуальная схема модели рассуждений Пола
  • Идеи для универсальных/всеобъемлющих тем и обобщений

Строгость заключается в создании среды, в которой ожидается, что каждый учащийся будет учиться на высоком уровне, каждый учащийся получит поддержку, чтобы он или она могли учиться на высоком уровне, и каждый учащийся продемонстрирует обучение на высоком уровне (Blackburn, 2008).
Повышение строгости и сложности в классе — это не то же самое, что увеличение нагрузки. Более того, строгость — это больше, чем содержание, процесс и продукт. Это включает в себя окружающую среду и ожидания, которые учитель возлагает на своих учеников. Заблуждение, что одаренный ученик — это сильный, независимый ученик, который не нуждается в поощрении, ошибочно. Одаренные учащиеся столь же разнообразны по своей готовности, как и неодаренные учащиеся, и также нуждаются в поддержке.

Руководство по проектированию и внедрению:

Доктор Берти Кингор, лидер в области образования для одаренных, разложил компоненты строгости.

Этот акростих строгости объединяет пять ключевых элементов действия.

  1. Распознавание реалистичных и актуальных ожиданий высокого уровня.
  2. Объедините сложность, широту и глубину контента, процесса и продукта.
  3. Развитие когнитивных навыков.
  4. Организуйте системы поддержки и строительные леса для достижения успеха.
  5. Уточните оценки, чтобы направлять обучение и приносить пользу учащимся.

Кингор, Б. (зима 2011 г.). Дифференциальное обучение для поощрения строгости и вовлеченности продвинутых и одаренных учащихся. Темп, XXXI (3), 9-15. www.tagt.org

R: Распознавание реалистичных и актуальных ожиданий высокого уровня

Учитель может использовать один и тот же стандарт, но предъявлять разные требования к разным ученикам.

Например:

Класс и стандарт — Краеугольный камень Стандарт 5 класс: Написание повествований для развития реальных или воображаемых переживаний или событий с использованием эффективной техники, описательных деталей и четкой последовательности событий.

Типичные учащиеся. Учитывая роман для школьного возраста, в котором сохранение секретов является частью сюжета, учащиеся должны написать рассказ о времени, когда они хранили тайну.

Продвинутые учащиеся. Дайте роман для старшеклассников, в котором сохранение секретов является частью сюжета, учащиеся напишут повествование, включающее расширенный словарный запас и с другой точки зрения, чем первоначальный автор.

I: Интеграция сложности, ширины и глубины содержания, процесса и продукта

Доктор Сандра Каплан определила 11 областей, которые можно использовать в качестве основы для добавления глубины и сложности: язык дисциплины, детали, закономерности, правила, тенденции, вопросы без ответов, этика, большие идеи, отношения во времени, множественные точки зрения и обобщения по дисциплинам.
Каплан разделил эти одиннадцать областей на две категории: области глубины и области сложности.
Области глубины (обдумывание темы на более глубоком уровне) включают язык дисциплины, детали, закономерности, тенденции, вопросы без ответов, правила, этику и большие идеи.
Области сложности (более сложное осмысление темы) включают отношения во времени, между разными точками зрения и между дисциплинами.
Например:  

  • Одной из областей для изучения могут быть закономерности. Когда вы преподаете тему, ищите закономерности повторяющихся событий, элементов или тем. Просейте то, что относится к делу и/или не относится к делу, и привлеките внимание учащихся к соответствующим образцам. Используйте ресурсы, такие как первичные исходные документы, временные шкалы и т. д., чтобы поддержать свой урок.
  • Одной из областей для изучения сложности может быть рассмотрение всех точек зрения, будь то персонажи в истории, противоборствующие стороны в конфликте и т. д. Используйте различные ресурсы (биографии, несколько версий истории, научно-популярные работы, первоисточники, и т. д.), чтобы узнать, а затем аргументировать каждую точку зрения.

G: Развивать когнитивные навыки

Всем учащимся следует ставить задачу развивать мышление более высокого уровня и формировать когнитивные навыки. Многие учителя используют таксономию Блума, чтобы помочь в этом.

Когнитивные навыки требуют такой умственной деятельности, которая позволяет учащимся:

  • внимательно изучать, оценивать и последовательно усваивать текст и идеи;
  • общаться четко, логично и лаконично;
  • обосновать точное, стратегическое научное и математическое мышление; и
  • заниматься рефлексивным мышлением, решением проблем и принятием решений.

Кингор, Б. (зима 2011 г.). Дифференциальное обучение для поощрения строгости и вовлеченности продвинутых и одаренных учащихся. Темп, XXXI (3), 9-15.

Не забывайте обучать различным типам мышления, таким как логическое мышление, критическое мышление и творческое мышление. Всему этому следует обучать учащихся всех возрастов.

O: Организация систем поддержки и поддержки для достижения успеха

Существует множество мифов об одаренных учениках, которые мешают им получить поддержку и поддержку, в которых они нуждаются. К этим мифам относятся:

  • Одаренные ученики не нуждаются в помощи.
  • Они и сами по себе справятся.
  • Учителя бросают вызов всем ученикам, чтобы одаренные ученики уже отличались друг от друга.
  • Одаренные ученики должны быть образцом для подражания для других учеников.
  • Все дети одаренные.
  • Ускорение социально вредно.
  • Одаренные программы элитарны.
  • Этот ученик не может быть одарён, потому что у него плохие оценки или инвалидность.
  • У нас есть курсы AP и курсы с отличием, поэтому мы обслуживаем одаренных студентов.
  • Одаренные классы требуют слишком много ресурсов.

Мифы об одаренных учениках. (н.д.). Проверено 17 марта 2017 г.

Одаренным учащимся может потребоваться как академическая, так и неакадемическая поддержка. Быть одаренным и/или продвинутым в учебе не означает, что вы всегда будете знать ответы на все вопросы, получать хорошие оценки или хотеть учиться.

  • Академическая поддержка: Эти системы поддержки включают группирование с интеллектуальными сверстниками, вопросы, строгость, творческое мышление, задания на основе интересов, сжатие и ускорение.
  • Неакадемическая поддержка: Эти системы поддержки учитывают аффективные потребности учащегося. Даже после удовлетворения академических потребностей одаренного / академически продвинутого учащегося ему все еще может понадобиться дополнительная неакадемическая поддержка. Многие одаренные ученики усваивают проблемы гораздо сильнее, чем их сверстники. Учащихся могут заставить чувствовать себя не в своей тарелке, потому что они заканчивают работу быстрее, чем их ровесники, или потому что их интересуют темы, выходящие далеко за рамки обычных тем, интересных для сверстников их возраста. Часто одаренный ученик будет казаться настойчивым. Это может означать сильное любопытство; очень чувствителен на вкус, осязание, слух, обоняние и зрение; или очень чувствителен к критике и т. д. Интенсивность может проявляться через повышенную возбудимость, особенно в таких областях, как психомоторика, чувства, эмоции, интеллект и воображение.

Общие стратегии неакадемической поддержки в области повышенной возбудимости включают:

  • обсуждение концепции повышенной возбудимости;
  • сосредотачиваясь на положительных моментах, таких как энергичность, любопытство, лояльность, нравственность и креативность;
  • лелеют и поощряют разнообразие, позволяя им следовать своим интересам и увлечениям;
  • использование и обучение четким вербальным и невербальным коммуникативным навыкам, которые можно реализовать с помощью ролевых игр;
  • обучение управлению стрессом с раннего возраста с помощью упражнений, просьб о помощи или организационных навыков;
  • создание комфортной обстановки, например, тихие и спокойные места, ношение не раздражающей одежды или движение во время работы;
  • помогает повысить осведомленность о своем поведении и его влиянии на других, а также о том, как другие его воспринимают; и
  • вспоминая радость и помогая им осознать свою великую радость и удивление, когда они узнают или видят что-то прекрасное.

Адаптировано из, Перевозбудимость и одаренные. (2016, 12 октября). Проверено 16 марта 2017 г.

Поддержка неакадемических потребностей учащегося должна включать в себя принятие его таким, какой он есть, а не только его академического мастерства. Примите их юмор, любопытство и желание знать «почему?» Поймите, что часто эти ученики знают, что они разные, но не до конца понимают, насколько они разные. Их желание быть совершенными или скрывать свои способности не следует преуменьшать. В целом, лучшая поддержка в неакадемических областях включает в себя принятие и поддержку сильных и слабых сторон учащегося.

R: Уточнение оценок для руководства обучением и пользы для учащихся

Оценка — это непрерывный анализ информации для определения учебных потребностей и достижений учащихся. Кингор, BW (2004). Дифференциация: упрощенная, реалистичная и эффективная: как бросить вызов продвинутому потенциалу в классах со смешанными способностями. Остин, Техас: паб Professional Associates.

Уточнить означает улучшить что-либо, внеся небольшие изменения и удалив ненужные элементы. Оценки должны быть уточнены для нужд одаренного/продвинутого ученика. Это включает в себя использование оценок для определения необходимости ускорения или уплотнения. Это также включает в себя предоставление выбора и возможностей для учащихся выбирать, как они демонстрируют свой рост. Используйте оценки, чтобы обеспечить достоверную обратную связь, и используйте рубрики, которые включают и вознаграждают принятие риска и выявление связей, выходящих за рамки того, чему учат в классе.

Предварительное оценивание
  • Это должно свидетельствовать о понимании учащимся до начала обучения.
  • Можно уточнить, чтобы указать, возможно ли уплотнение.
Формирующее оценивание
  • Это должно свидетельствовать об успехах учащегося во время обучения.
  • Можно уточнить, чтобы указать, следует ли увеличить темп инструкции.
Суммарное оценивание
  • Это должно свидетельствовать о росте учащегося после обучения.
  • Продукт, демонстрирующий рост, можно усовершенствовать, чтобы не ограничивать учащихся, демонстрирующих рост.

Например, тест с множественным выбором ограничивает, но предоставление учащемуся возможности выбора того, как продемонстрировать мастерство, ограничивает его гораздо меньше.

Полезные ссылки
  • Критическое мышление
  • Модель рассуждений Пола — Визуальная схема
  • Глубина и сложность. На этом сайте также есть ссылки на восемь новых подсказок.
  • Пять перевозбуждений Дебровского
  • Учебные модели, которые помогают поддерживать и развивать более сложное мышление.
  • Высокоодаренные дети и отношения со сверстниками
  • Мифы об одаренных учениках
  • Введение доктора Сандры Каплан в «Подсказки о глубине и сложности».
  • Повышенная возбудимость и одарённость

Сжатие заключается в рационализации обычной учебной программы, что дает время для ускоренного изучения материала, обогащения и реализации индивидуальных интересов. Это может быть использовано для всех учащихся, а не только для одаренных учащихся. Распространенное опасение, что учащиеся в конечном итоге регрессируют из-за пробелов в их обучении, не подтверждается исследованиями.

Руководство по разработке и внедрению

Уплотнение текущей учебной программы учащегося начинается с выявления навыков, которыми учащийся уже овладел. Поскольку одаренные ученики учатся быстрее, для достижения мастерства требуется меньше повторений. Предварительное тестирование — это один из способов узнать, что уже освоено. Небольшие и/или большие разделы учебной программы могут быть сжаты. Например, предварительный тест и уплотнение можно сделать для урока или для единицы.

Поскольку учебную программу можно сжать, так как усвоение материала происходит быстрее, у учащихся появляется время либо для более быстрого перехода к следующему уровню содержания, либо для изучения другой темы в целом.

Этапы сжатия
  • В начале раздела, главы, урока и т. д. предварительное тестирование. При необходимости вы можете использовать окончательный тест в качестве предварительного теста.
  • Если учащийся набирает хорошие баллы (например, 85 процентов или выше), учащийся освобождается от участия в модуле или главе.
  • Используйте это дополнительное время, чтобы дать учащемуся возможность обсудить сильную или интересную тему. Студенты могут заключить контракт или могут быть помещены в группу для выполнения задачи замены более высокого уровня.
  • Это может быть сделано с помощью исследований, создания продукта, изобретения чего-то, что всегда интересовало студента, и т. д.

Пример: Учащемуся предлагается итоговый тест по предмету в качестве предварительного теста по предмету. Если учащийся набирает 85–90 процентов на заключительном тесте до того, как какое-либо содержание будет представлено в классе, ему или ей не нужно участвовать в этом разделе. Учебная программа была сжата, и появилось дополнительное время.

Полезные ссылки
  • Сжатие учебных программ
  • Что такое сжатие учебных программ и как его можно использовать для улучшения преподавания и обучения?

Занятия на основе интересов могут использоваться и разрабатываться для повышения мотивации одаренного учащегося. Используйте перечень интересов, чтобы позволить учащимся сообщать о своих интересах.

Руководство по разработке и внедрению

Начните с выбора или разработки вопросника, соответствующего возрасту. Найдите два примера анкеты в разделе «Полезные ссылки». Позвольте учащемуся заполнить или помогите учащемуся заполнить анкету. Посмотрите на ответы и используйте их для создания групп или индивидуальных инструкций для учащегося. У студента широкие интересы? У студента узкая направленность интересов? Какие типы программ или проектов были бы наиболее интересны студенту?

Пусть учащиеся исследуют и проявляют интерес. Эти интересы не ограничиваются содержанием на уровне класса. Например, организуйте группу учащихся (одного или нескольких классов) на основе общего интереса (езда на лошадях, исторические периоды, исторические конфликты, питание и т. д.). Затем учащиеся исследуют этот интерес и сообщают вам, что они узнали. В старших классах этот тип проекта может быть сосредоточен на карьерных интересах. Школы потенциально могли бы даже связать студентов с профессионалами в этой области.

Проекты/группы по интересам также могут быть созданы вокруг темы в рамках предметной области. Например, в шестом классе изучают Средневековье. Студентам разрешается выбрать тему о Средневековье, которая им интересна и которую они хотели бы продолжить. Примеры тем могут включать создание доспехов, оружия или Войну Алой и Белой розы. Затем учителя и ученики договариваются о контракте с изложением ожиданий, сроков и конечного продукта.

Полезные ссылки
  • Обследование интересов начального уровня
  • Опрос интересов

Что такое одаренность? | Одаренность Определение и значение

Определение и значение понятия «одаренность»

Одаренные дети определяются как те, кто демонстрирует передовые способности или потенциал в одной или нескольких конкретных областях по сравнению с другими людьми того же возраста, опыта или окружения. Эти одаренные люди отличаются своей способностью мыслить, рассуждать и судить, поэтому им необходимо получать специальные образовательные услуги и поддержку, чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал и таланты.

Одаренные дети принадлежат к разным расам и этническим группам, а также к разным экономическим условиям. Хотя нет двух одинаковых одаренных детей, у многих есть общие одаренные характеристики и черты, такие как:

  • Развитое мышление и понимание выше, чем у их сверстников
  • Эмоциональная напряженность в молодом возрасте
  • Повышенное чувство самосознания
  • Сильно развитое любопытство
  • Отличная память
Определение одаренных

Существует множество определений одаренности, ни одно из которых не является общепризнанным. В зависимости от контекста, определения часто определяют и влияют на ключевые решения в школах, такие как определение приемлемости и критериев для образовательных программ и услуг для одаренных, какие области одаренности будут рассматриваться (например, конкретные способности в предметной области, такой как математика) и когда будут предложены услуги. Как родители одаренных учащихся или специалисты, работающие с одаренными детьми, важно понимать различные определения и их значение, чтобы обеспечить надлежащее руководство и поддержку, необходимые для социально-эмоционального развития.

Определения одаренности штата

Определения одаренности в отношении учащихся школ варьируются от штата к штату. Большинство штатов основывают свое определение одаренности на сравнении с другими детьми того же возраста или на потребностях, которые не обеспечиваются в обычном классе. В некоторых штатах есть определенные критерии для идентификации одаренных. В случае Иллинойса, например, одаренные учащиеся считаются одаренными и талантливыми, если они входят в 5% лучших на местном уровне в любой области способностей, особенно в языковых искусствах и математике. Однако не все штаты требуют, чтобы школьные округа следовали определению штата.

Для получения дополнительной информации см. список определений одаренности штата, предоставленный NAGC (Национальной ассоциацией одаренных детей).

Федеральное определение одаренности

Согласно статье NAGC «Определения одаренности», «термин одаренный и талантливый означает учащихся, детей или молодежь, демонстрирующих высокие способности к достижениям в таких областях, как интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности. или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности».

Что делает ребенка одаренным?

На базовом уровне дети классифицируются как одаренные, если они демонстрируют высокий уровень интеллектуальных способностей. Как правило, идентификация может быть проведена с помощью комбинации одаренных тестов и оценок. Поскольку федеральное правительство не предписывает программы для одаренных в школах, критерии одаренности зависят от того, в каком штате вы живете, в каком школьном округе вы находитесь и т. д.

нет, поскольку успеваемость по сравнению со сверстниками является важным способом оценки академических способностей ребенка. Они могут включать тесты достижений, такие как ACT или тесты достижений Вудкока-Джонсона. Профессиональные оценки также могут использоваться для выявления одаренных – они более дорогостоящие, но гораздо более полные. Этот метод включает в себя определение сильных сторон ребенка, проблем, стиля обучения и образовательных потребностей. Они часто включают тесты на коэффициент интеллекта (IQ), такие как Стэнфорд-Бине или шкала интеллекта Векслера для детей (WISC).

Какой IQ у одаренного ребенка?

IQ большинства населения находится в пределах от 85 до 115. Средний, или средний, IQ равен 100. IQ одаренного ребенка попадает в следующие диапазоны:

  • Слабо одаренные: от 115 до 130
  • Умеренно одаренные: от 130 до 145
  • Высоко одаренные: от 145 до 160
  • Глубоко одаренный: 160 или выше

Эти диапазоны IQ одаренных основаны на стандартной кривой нормального распределения. Однако разные тесты IQ могут влиять на этот диапазон, поскольку некоторые тестовые потолки ограничиваются 145. Кроме того, разные одаренные профессионалы использовали другие термины, такие как «исключительно» одаренный. Хотя всеобщий консенсус в отношении этих диапазонов и меток может быть не достигнут, понятно, что учащиеся, средний IQ которых отклоняется от 100, нуждаются в специальных образовательных приспособлениях для удовлетворения своих потребностей.

Является ли одаренность инвалидностью?

Одаренность не считается инвалидностью, хотя некоторые одаренные учащиеся могут также иметь нарушения обучаемости, такие как дислексия, СДВГ или аутизм. Эти учащиеся известны как дважды исключительные учащиеся (также известные как 2e дети или студенты). Для выявления таких учащихся часто требуется профессионал, способный оценить и определить две области исключительности, которые часто могут маскировать друг друга, что затрудняет идентификацию. Из-за своих уникальных способностей и характеристик учащимся 2e требуется особое сочетание образовательных программ и поддержки.

Проходит ли одаренность?

Одаренность никуда не делась. Однако дары и таланты одаренного ребенка могут быть подавлены или остаться незамеченными. Это может быть вызвано неточной идентификацией или «маскировкой», когда ребенок прячется за некоторыми аспектами своей одаренности, которые могут привести к тому, что его не идентифицируют. Вот некоторые одаренные характеристики, которые могут затруднить идентификацию:

Асинхронное развитие
Асинхронное развитие относится к неравномерному развитию. Что касается одаренных детей, то многие из них достигают высокого уровня в одной или нескольких областях, но они могут функционировать на гораздо более низком социальном и эмоциональном уровне. Одаренные дети могут вести себя незрелыми из-за своих способностей.

Недостаток навыков обучения
Одаренные дети часто испытывают трудности в школе, потому что у них, как правило, плохие навыки обучения. Они могут пройти начальную и среднюю школу без необходимости много учиться, но как только они поступят в среднюю школу и колледж, одаренные ученики могут быть не готовы справиться с трудностями курсовой работы более высокого уровня.

Неуспеваемость
Одаренные учащиеся могут показывать большие успехи в учебе, но по-прежнему успевать ниже того, что ожидается в зависимости от способностей ребенка. Есть много причин, по которым одаренные ученики могут не успевать. Вот некоторые из причин:

  • Особые потребности или двойная исключительная потребность
  • Отсутствие мотивации
  • Психологические проблемы, такие как перфекционизм и тревожность
  • Депрессия

Часто требуется вмешательство, чтобы обратить вспять неуспеваемость одаренных. Важно работать с одаренным ребенком, чтобы выяснить, что именно вызывает неуспеваемость. Если перед ребенком не стоят адекватные задачи, сосредоточьтесь на развитии его сильных сторон и талантов. Консультационные услуги также могут быть полезными, позволяя ребенку довериться тому, кому он может доверять. Родители также должны работать с учителями, чтобы понять стили обучения и предпочтения одаренных учеников и бросить им вызов, чтобы максимально использовать их потенциал.

Как вы поддерживаете одаренных детей?

Одаренные дети нуждаются в поддержке как для академического, так и для социально-эмоционального развития. Традиционный класс может не подойти, если одаренные ученики не будут должным образом ставить перед собой задачи. Вот почему важно искать одаренные услуги в вашем районе. В зависимости от того, где вы живете и в каком школьном округе вы находитесь, это может включать группировку по способностям, выпускные классы для одаренных или доступ к одаренным государственным школам. Вне школы программы для одаренных могут предложить одаренным учащимся возможность дальнейшего изучения уникального предмета, представляющего интерес, или они могут предоставить место для установления социальных связей с интеллектуально схожими сверстниками. Ознакомьтесь с нашей статьей об образовании для одаренных, чтобы получить дополнительную информацию о доступных вариантах обучения и поддержки.

Ресурсы для одаренных детей

Хотите узнать больше по теме для одаренных детей? Наша библиотека ресурсов предлагает бесплатные статьи для одаренных, руководства, исследования и многое другое, чтобы информировать и поддерживать одаренных учащихся и их семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *