Яйцо к пасхе: Почему принято красить яйца и печь в Пасху куличи? Этнограф рассказала о древних традициях праздника

Почему принято красить яйца и печь в Пасху куличи? Этнограф рассказала о древних традициях праздника

Уже в это воскресенье во многих домах на столе будет стоять блюдо с куличом и крашеными яйцами. А еще — творожная пасха и фигурки кроликов — фарфоровых или шоколадных.

О том, почему именно эти символы связаны с празднованием Пасхи и об их корнях, рассказала этнограф НИИ и музея антропологии при МГУ Белавина Елена Николаевна.

Пасхальное яйцо

«Пасху празднуют ни одну сотню лет, и за это время сложилась своя определенная символическая система, без которой праздник в народном сознании, скажем так, был бы не совсем понятен и не воспринимался бы не так ярко», — поясняет Елена Николаевна.

Один из главных символов — это пасхальное яйцо.

«Куриное яйцо — это универсальный, цивилизационный символ, который присутствовал в культуре разных народов еще до появления христианства. Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенные яйца — символы воскрешения из мертвых», — рассказывает этнограф. Известны традиции по закапыванию яиц в поле. Крашенные яйца используют в праздновании Новруза. Этот праздник, который отмечают азербайджанские и иранские мусульмане по сей день. Куриное яйцо было на Руси в крестьянской культуре и до принятия христианства.

«Разные народы делают куриное яйцо символом жизни. А как мы помним, основной смысл Пасхи – «Господь смертию смерть поправ, даровал нам жизнь Вечную». Поэтому с приходом христианства куриное яйцо, сохранив свою давнюю символику, стало одним из главных атрибутов Пасхи», — рассказывает Елена Николаевна.

«Классический цвет — красный. Это неслучайно. Сам красный цвет является обязательным символом Пасхи. Это цвет крови Христовой, и одновременно это цвет царского достоинства, как известно Христос — это царь царей».

Существует много красивых легенд, почему яйца на столе красные. Есть благочестивое предание — про Марию Магдалину. Она, узнав о Воскресении Иисуса Христа, пришла к римскому императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом «Христос Воскрес!». Император усомнился в этом, сказав: «В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным!». И в тот же момент белое яйцо стало алым.

Красное яйцо — символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого.

Долгое время крестьяне на Руси красили яйца в основном луковой шелухой. Она и давала тот самый медно-красный оттенок. Сегодня при разнообразии красителей, на столе каждой хозяйки, которая придерживается традиций, определенное количество красных яиц непременно будет на столе. Это классика жанра», — рассказывает этнограф.

Касательно других цветов, сейчас можно найти разную информацию, но вряд ли она будет аутентичная и однозначная. По словам Елены Николаевны, из-за отсутствия письменности в дохристианское время, до наших дней не дошли достоверные источники. Информация зафиксирована на уровне исследования культурных особенностей того или иного народа, и наблюдается разница в зависимости от расположения региона.

Роспись яиц появляется в более поздний период. Здесь уже использовали краску разных цветов, которую получали из различных растений. В России и некоторых других странах существовала художественная традиция изготовления сахарных, шоколадных, деревянных, стеклянных и даже золотых и серебряных яиц, украшенных драгоценным камнями. Русские и украинские «писанки» покрывались затейливыми символическими узорами, а также на них рисовали виды природы, жанровые сценки, храмы и иконки.

Богатые, влиятельные люди вместо окрашенных куриных яиц, подносили домочадцам золотые или позолоченные яйца. Карл Фаберже создал между 1885 г. и 1917 г. серию миниатюрных ювелирных изделий для российской императорской семьи и частных покупателей. Изготовление каждого пасхального яйца занимало почти год работы целой команды ювелиров.

Куличи

 

Тесто для кулича готовили в пятницу, после Чистого Четверга. Удачно выпеченный кулич символизирует хороший год для всей семьи.

Верх готового пасхального кулича украшали сахарной пудрой, крашеным пшеном и крестом, символом крестного терпения Христа.

«Традиция печь куличи соотносится с артосом — хлебом вечной жизни, который выпекается в церквях. Он цилиндрической формы, весит более 4 кг. Маленькие кусочки артоса раздаются в субботу на праздничной Седмице», — рассказывает этнограф. У христиан он заменяет ветхозаветный пресный хлеб. Есть теория, что он может означать переход от Ветхого к Новому завету. По ветхозаветным обрядам хлеб был только пресный, а кулич выпекается на дрожжевой основе, закваски.

Часто куличи называют пасхами. По словам Елены Николаевны, это связано с тем, что в южно-русских (украинских) губерниях изделие называли пасха, а в русских — говорили кулич. «Из-за интеграции населения на сегодня понятия являются синонимами и означают одно и то же», — поясняет этнограф.

Пасха творожная

Сегодня для большинства пасха — это все-таки изделие из творога, которое все чаще стало появляться на праздничном столе.

«Творожная пасха представляет из себя усеченную пирамиду, которая символизирует гроб господень. Она делается при помощи определенной формы, где в обязательном порядке будут буквы ХВ. Причина возникновения этого символа — биологическая, если так можно сказать. К весне корова начинала давать активно молоко и появлялся ценный творог, масло, сметана. А все самое лучшее, самое ценное отдавалось именно Богу», — поясняет этнограф.

Пасхальный кролик

 

Этот символ появляется в нашей культуре относительно недавно. Сегодня многие украшают столы его изображениями или дарят друг другу шоколадных зайцев.

По словам этнографа, с этим персонажем произошла примерно та же история, что и с Днем Святого Валентина, когда элемент массовой культуры благодаря фильмам и социальным сетям стал популярен в России.

Вообще, это католический атрибут, относящийся к западно-европейской культуре. Он связан с германской богиней плодородия Остарой, или Эострой. Согласно преданию, у нее был кролик, который мог нести яйца. Кролик во многих культурах — символ плодородия и жизни, так же как и яйцо. И кролик Остары стал одним из атрибутов Пасхи.

 

Как отметила этнограф, у православных никогда не было традиции ходить в Пасху на кладбище, поминать мертвых. Наоборот, исследователь подчеркивает, что праздник принято отмечать дома в кругу семьи, так как души умерших, согласно поверьям, в этот день возвращаются к родным. Поэтому призыв остаться дома, как никогда актуален.

КРАСНОЕ ЯЙЦО — СИМВОЛ ПАСХИ

В нынешнем году
православные христиане будут отмечать Пасху 11
апреля. К этому празднику в московском Музее
народного искусства (Леонтьевский пер., д. 7)
обычно открывается весенняя экспозиция
«Пасхальные яйца». Несколько экспонатов
этой выставки представлены на четвертой
странице обложки журнала.

Деревянные точеные яйца с росписью. Мастерские Сергиева Посада, Московского губернского земства и Кустарного музея. Начало ХХ века.

Деревянные яйца с резьбой и раскраской. Художественно-промышленные мастерские села Талашкино Смоленской губернии. 1903 год.

Пасхальные яйца Императорского фарфорового завода. Конец XVIII — вторая половина XIX века.

Деревянные (сувенирные) точеные яйца с росписью. Россия. Начало XX века.

Деревянные (сувенирные) точеные яйца с росписью. Россия. Начало XX века.

Деревянные (сувенирные) точеные яйца с росписью. Россия. Начало XX века.

Деревянные (сувенирные) точеные яйца с росписью. Россия. Начало XX века.

Деревянные (сувенирные) точеные яйца с росписью. Россия. Начало XX века.

Гуцульские писанки. Западная Украина. 1930-е годы.

Открыть в полном размере

У многих христианских
праздников есть свой символ: у Рождества — елка, у
Троицы — березка, у Преображения — яблоко… У
праздника праздников — Святой Пасхи — красное
яйцо. Очевидно, что этот символ, как и многие
другие, перешел в христианство из языческих
культов. Еще до крещения Руси красное яйцо
участвовало в разных земледельческих обрядах: в
первом весеннем выгоне скота на пастбище, в
прокладке первой борозды, в выходе сеятеля в поле
и др. Красный цвет наши далекие предки почитали
как цвет животворящего божества Солнца, а яйцо -
как символ начала жизни, плодородия, весеннего
возрождения. Появление красного яйца уже в
христианском обряде связано с преданием: Мария
Магдалина, исцеленная Господом от злых духов,
первая увидела воскресшего Спасителя. Эту
радостную весть и учение Господа она пошла нести
по миру. Однажды пришла она в Рим во дворец к
императору Тиберию. По обычаю, приходя к императору, люди должны
были принести какой-нибудь подарок. Богатые
приносили дорогие дары, а бедные — что могли. У
Марии Магдалины, когда-то богатой и знатной,
теперь ничего не было, и она принесла во дворец
одно яичко, протянув его Тиберию со словами:
«Христос воскрес». Не поверил император этой
вести и сказал: «Как может кто-нибудь
воскреснуть из мертвых?! В это трудно поверить,
как и в то, что это белое яйцо может стать
красным». И пока он говорил, цвет яйца в руках
Марии постепенно стал меняться, и, наконец, оно
оказалось ярко-красным. С тех пор, говорит
легенда, у христиан появился обычай дарить друг
другу на Светлой Неделе крашеные яйца с
радостным возгласом «Христос воскрес!» и
троекратным целованием.

В допетровской Руси на Пасху во
всех городах и деревнях, на всех больших и малых
улицах ставились бочки и котлы с тысячами
сваренных вкрутую и окрашенных яиц. Каждый
прохожий мог купить их для дарения в любом
количестве. Христосовались при встрече на улице
все, независимо от сословия, достатка, пола и
возраста. Иные раздаривали до 200 яиц в день.

При царе Алексее Михайловиче
красили натуральные лебяжьи, гусиные, утиные,
куриные, голубиные и даже яйца малиновки — около
полутора сантиметров в диаметре. Сам же царь
одаривал приближенных не только натуральными, но
и деревянными точеными яйцами. Их покрывали
позолотой, а потом расписывали яркими красками,
орнаментальными и растительными узорами. Может
быть, появление ненатуральных рукотворных
пасхальных яиц с узорами подсказала одна из
легенд, согласно которой капли крови распятого
Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и
сделались твердыми как камень. Горячие слезы
рыдающей Богоматери упали на эти кроваво-красные
яйца и оставили на них следы в виде прекрасных
узоров.

Желание сохранить надолго
память о светлом празднике подвигало человека на
создание пасхальных яиц из различных материалов.
Их точили из дерева, вырезали из камня и кости,
выдували из стекла. В XVIII веке появляются яйца
фарфоровые, хрустальные, металлические с эмалью;
в начале XIX века — матерчатые, с шитьем на
картонной основе, а также плетенные из бисера.
Размеры рукотворных повторяли все разнообразие
размеров натуральных яиц. Крупные яйца делали
подвесными на ленте с пышным бантом для
украшения домашних киотов. Миниатюры в размер
яйца малиновки создавали ювелиры из драгоценных
металлов и камней как дамские украшения.

Ненатуральные яйца-сувениры
бытовали в основном в городах, так как стоили
недешево. Крестьянство, как всегда, оставалось
верным обычаям и традициям. Поэтому в российских
деревнях по-прежнему бытовали куриные
«крашенки», а в южных и западных губерниях -
«писанки», удивительно тонко и искусно
орнаментированные сложным способом — с
применением воска во время крашения (см. «Наука
и жизнь» № 3, 1992 г.).

Обряду дарения праздничных яиц
уделяли большое внимание в царской семье.
Императорский фарфоровый завод в
Санкт-Петербурге начиная с 1750 года постоянно
выполнял монаршие заказы к Пасхе. А при царе
Александре III существовал даже «регламент
представления пасхальных фарфоровых яиц» к
царскому двору. По нему императорской чете к
празднику должно было быть представлено 1000-1500
яиц разных категорий; великому князю — 3
художественных и 100 обыкновенных; великой
княгине — 2 художественных и 100 обыкновенных.
«Художественные» — это яйца с изображениями
святых или двунадесятых праздников,
«обыкновенные» — с цветочной и разнообразной
орнаментальной росписью. Дело это поручалось
наиболее искусным художникам-фарфористам.
Эскизы утверждал лично государь. Заказанные
монаршей семьей яйца предназначались для
дарения придворным и офицерам дворцовой охраны.
Яйца-подарки для особо важных сановников и для
членов царской семьи исполняли на фирме
придворного ювелира Карла Фаберже. В 1884 году
Александр III заказал ему для своей жены Марии
пасхальное яйцо. Всемирно известный мастер, на
фирме которого к тому времени трудились 500
ювелиров, златокузнецов и подмастерьев, сам
лично выбрал материал и создал композицию.
Отныне подобные заказы становятся ежегодной
традицией, которую после смерти отца продолжил
Николай II. Он к каждому празднику Пасхи заказывал
Фаберже по два яйца — для матери и для жены. Всего
для царской семьи к 1917 году Фаберже создал 56
таких ювелирных шедевров. Каждое из яиц
представляло собой драгоценный футляр, внутри
которого помещался сюрприз.

Роскошные создания Фаберже
сегодня широко известны благодаря выставкам и
публикациям. Но в российских музейных и частных
коллекциях сохранилось еще много хотя и более
скромных, но порой не менее прекрасных
пасхальных яиц того времени, созданных
безвестными мастерами и художниками.

В последние годы нам возвращена
возможность праздновать Пасху открыто, по обычаю
предков. Московский Музей народного искусства
почти сразу откликнулся на это весенней
выставкой пасхальных яиц, которая вызвала
большой интерес у посетителей. Теперь такие
весенние экспозиции стали почти традицией. На
первой выставке были представлены экспонаты
только из коллекции музея: пасхальные
рукотворные яйца из фарфора Императорского
фарфорового завода и частных фарфоровых и
стекольных заводов России, яйца из камня,
металла, кости, папье-маше и дерева. Среди
деревянных, украшенных резьбой и росписью,
многие были сделаны в начале века в мастерских
Кустарного музея (прежнее название Музея
народного искусства). На последующих выставках
каждая экспозиция пополнялась. Посетители
прошлогодней выставки смогли полюбоваться
гуцульскими писанками 1930-х годов, а также
изделиями из самых разных материалов
современных мастеров-художников. На основе
экспозиции одной из выставок был издан
прекрасный альбом «Пасхальные яйца»,
подготовленный заместителем директора НИИ
художественной промышленности Л. Н. Соловьевой.

Сегодня многие художники и
мастера увлечены созданием пасхальных яиц — этим
камерным видом прикладного искусства. И как
знать, может быть, в пробуждении такого
творческого интереса есть хотя бы малая заслуга
Музея народного искусства.

пасхальных яиц: какова история этой традиции?

Вы когда-нибудь задумывались, какое отношение яйца имеют к Пасхе? Почему мы каждый год красим и охотимся за пасхальными яйцами? Какая связь между пасхальными яйцами и распятием и воскресением Иисуса Христа?

Многие из нас могут подумать, что пасхальные яйца и охота за пасхальными яйцами — это коммерческая форма празднования Пасхи. Но их корни глубоко уходят в обычаи ранних христиан в восточных культурах. Пасхальные традиции, которые мы практикуем до сих пор, имеют религиозное значение.

Почему у нас есть пасхальные яйца?

Хотя яйца были символом плодородия и возрождения в языческих культурах, ранние христиане использовали пасхальные яйца, чтобы символизировать части пасхальной истории. Пасхальные яйца представляют собой пустую гробницу, из которой воскрес Иисус.

В ранних православных церквях пасхальные яйца освящались священниками и раздавались прихожанам в конце пасхального бдения, то есть в субботу перед Пасхой, известную как Великая суббота. В некоторых конфессиях сегодня все еще соблюдается пасхальное бдение там, где служба проводится в субботу утром или вечером. Служба аналогична службе в канун Рождества. Во время пасхального бдения читается Священное Писание, зажигаются свечи и происходят крещения.

Во время службы раздаются пасхальные яйца, символизирующие воскресение Иисуса: твердая скорлупа представляет собой запечатанную гробницу, а растрескивание яйца представляет собой воскресение Иисуса из мертвых.

Хотя может показаться странной традиция раздавать пасхальные яйца на церковной службе, ранние христиане воздерживались от употребления в пищу яиц и мяса во время Великого поста, периода в 40 дней, когда христиане постятся, каются и молятся, чтобы подготовиться к Пасхе. Таким образом, Пасха была первым разом, когда христиане могли есть яйца.

В качестве символа могилы и воскресения Иисуса христиане разработали различные традиции, связанные с пасхальными яйцами.

Почему мы красим пасхальные яйца?

Ранние христиане Месопотамии начали красить пасхальные яйца. Первоначально христиане красили яйца в красный цвет, чтобы представить кровь Иисуса Христа, пролитую на кресте. Со временем эта традиция распространилась по восточным православным церквям и в конечном итоге добралась до католических и протестантских церквей в Европе.

Согласно Good Housekeeping, раннехристианские миссионеры красили яйца в разные цвета, чтобы представить различные аспекты пасхальной истории. Они использовали желтый цвет для обозначения воскресения, синий для обозначения любви и красный для обозначения крови Христа. Иногда миссионеры рисовали на яйцах библейские сюжеты и прятали их. Это одна из самых ранних форм охоты за пасхальными яйцами.

Почему мы охотимся за пасхальными яйцами?

Раннехристианские миссионеры прятали пасхальные яйца, расписанные библейскими сюжетами, чтобы их могли найти дети. Дети находили пасхальные яйца и рассказывали историю, связанную с картинами. Поэтому ранняя охота за пасхальными яйцами помогла детям узнать о значении Пасхи.

Одна из самых ранних охот за пасхальными яйцами, которая больше всего напоминает современную охоту за пасхальными яйцами, восходит к Мартину Лютеру. Мартин Лютер был ключевым лидером протестантской Реформации. В это время мужчины прятали яйца, чтобы их могли найти женщины и дети. Радость, которую испытали женщины и дети, когда нашли яйца, отражала радость, которую испытали женщины, когда нашли гроб Иисуса пустым и поняли, что Он воскрес.

Точно так же, как ранняя охота за пасхальными яйцами, мы прячем яйца, чтобы их могли найти дети. Для нашей современной охоты за пасхальными яйцами мы прячем в каждом яйце особые вкусности. Поэтому, когда дети открывают пасхальные яйца и находят внутри свой сюрприз, они испытывают счастье и радость — то же самое счастье и радость, которые испытали последователи Иисуса, когда услышали Благую Весть о Его воскресении.

Какие еще есть традиции пасхальных яиц?

Каждый год в Белом доме проводится ежегодный пасхальный ролл. Катание яиц — это символическая реконструкция откатывания камня от гроба Христа. В Белом доме детей приглашают катать яйца по лужайке. В конце мероприятия дети получают памятное деревянное яйцо.

Уходящие корнями в греческую православную традицию, дети по всей Европе и в восточных странах играют в постукивание по яйцам. Раньше красные яйца разбивали вместе, когда люди обменивались пасхальными поздравлениями. Со временем это превратилось в соревновательную игру для детей. Детям дают сваренные вкрутую яйца, и они бьют друг друга яйцами друг о друга. Побеждает ребенок, у которого на конце останется целое яйцо.

История традиций пасхальных яиц уходит корнями в раннее христианство. Понимание различных символов пасхальных яиц может дать нам что-то новое, чему можно научить детей в нашей жизни.

Для получения дополнительной информации о Пасхе в Chase Oaks, в том числе о ресурсах, которые можно отпраздновать с семьей, посетите наш веб-сайт.

Теги:
  • Пасхальный

  • Весело

  • Традиция

  • Праздничный день


  • Поделись этим:

    Почему мы едим яйца на Пасху?

    Пасха 2022

    Пасха — самая важная дата в христианском календаре. Каждый год христиане во всем мире вспоминают распятие Иисуса и празднуют его воскресение в пасхальное воскресенье. Важной частью празднования Пасхи сегодня является раздача (и поедание!) шоколадных яиц, а в Великобритании мы покупаем около 80 миллионов пасхальных яиц каждый год!

    Но как яйца стали такой важной частью празднования Пасхи? Узнайте с нашей мини-историей пасхального яйца: откройте для себя средневековую традицию украшать яйца, окрашивая их в яркие цвета, почему яичный рулет на самом деле не включает в себя хлеб, и следуйте нашим инструкциям, чтобы сделать свои собственные красочные яйца.

    Ранние пасхальные яйца

    На протяжении всей истории люди дарили друг другу яйца на весенних праздниках, чтобы отпраздновать новый сезон. Яйца символизируют новую жизнь и возрождение, и считается, что этот древний обычай стал частью празднования Пасхи.

    В средние века есть яйца во время Великого поста (за 40 дней до Пасхи) было запрещено, поэтому в пасхальное воскресенье съесть яйцо было настоящим праздником! Это было особенно верно для более бедных людей, которые не могли позволить себе купить мясо. Яйца приносили в церковь в качестве приношения в Страстную пятницу, а жители деревни часто дарили яйца в качестве подарков хозяину поместья на Пасху. В этом участвовали даже члены королевской семьи – в 1290 году Эдуард I купил 450 яиц, которые были украшены красками или сусальным золотом и розданы своим домочадцам.

    С яйцами на Пасху тоже было много поверий. Говорят, что яйца, снесенные в Страстную пятницу, превращаются в бриллианты, если их хранить в течение 100 лет, а если в вашем яйце было два желтка, это было признаком того, что вы скоро разбогатеете. Некоторые люди думали, что яйца, приготовленные в Страстную пятницу и съеденные в Пасхальное воскресенье, улучшат фертильность и предотвратят внезапную смерть, и у людей стало традицией благословлять свои яйца перед тем, как съесть их.

    На яичном рулете!

    В Ланкашире в 18 веке очень популярными стали «пассивные яйца». Яйца пейс готовили из сваренных вкрутую куриных, утиных или гусиных яиц, скорлупа которых была украшена яркими красками – прямо как в средневековье. Их дарили на Пасху или актерам в спектаклях с яйцами. Пьесы с яйцом темпа представляли собой детективные пьесы в средневековом стиле с театральной борьбой между героем и злодеем. Героя обычно убивали, а затем возвращали к жизни, чтобы одержать победу над злодеем. Во многих пьесах героем был святой Георгий.

    Ипподромные яйца также катались по земле в гонке, называемой катанием яиц. Дети катили украшенное яйцо с темпом вниз по склону и смотрели, чье яйцо катится дальше, не разбиваясь. Возможно, эти скачки начались как символ откатывания камня от гробницы Иисуса.

    Катание яиц — это традиция, которая до сих пор существует в некоторых частях Англии, хотя сегодня с холма катают шоколадные яйца! Каждый год в Престоне, Ланкашир, проводится катание яиц, но самое известное катание яиц происходит в Соединенных Штатах Америки, на лужайке Белого дома в Вашингтоне, округ Колумбия.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *